Высшее искусство — создание человека
В предыдущем номере журнала «Образование
и общество» (№2, 2002 г.) в статье Л.Г.Проскуряковой «Интернет как
средство обучения» было опубликовано обращение ведущего WWW-проекта
«Учитель.ru» Сергея Софронова к учителям с приглашением к сотрудничеству на
сайте fio.ru, где публикуются материалы об опыте лучших педагогов, методические
разработки, обсуждаются проблемы современной школы и т.д.
Конечно, многие педагоги станут активными авторами публикаций на сайте и
сами воспользуются его материалами. Однако, к сожалению, далеко не все
российские учителя имеют такую возможность. Этим и объясняются многочисленные
просьбы публиковать материалы сайта на страницах нашего журнала. Сегодня мы
даем первую такую подборку.
В основе гуманной педагогики заложено
иное отношение к ребёнку, нежели в педагогике традиционной. И это не только
любовь, создание дружелюбной атмосферы и уважение к личности, но и раскрытие в
человеке его высшего предназначения, его духовного начала. Каковы бы ни были
поступки ребенка, его поведение, всё это изменчиво и поддаётся воспитанию. В
глубине души каждого маленького человека сокрыто доброе, творческое, радостное
начало — его высшая природа. Создавать условия для проявления и развития
позитивного начала в человеке и есть дело гуманной педагогики.
Авторитарной педагогике свойственно
подавление личности, ущемление самолюбия детей, угрозы, принуждение, жёст-кая
оценочная система и тому подобное. Недаром авторитарную педагогику считают
прямым наследием тоталитаризма. “Самый главный недостаток авторитарной
педагогики в том, что она не позволяет всесторонне раскрывать свои способности
и становиться полноценными личностями”, — подчёркивает
Ш. Амонашвили.
Система гуманной педагогики — итог всей
педагогической деятельности и поисков Ш. Амонашвили, ныне руководителя
лаборатории гуманной педагогики в Московском городском педагогическом
университете. А начиналось все в те далекие времена, когда Шалва Александрович,
тогда еще просто Шалва, студент востоковедческого факультета Тбилисского
университета, проходил практику в школе и выступал в роли пионервожатого.
Именно тогда пришло понимание, что главное его призвание не дипломатия или
персидский язык, а школа и дети. Амонашвили стал учителем начальных классов. В
начале 60-х годов сотрудники НИИ педагогики в Тбилиси создали лабораторию
экспериментальной дидактики для исследования проблем начального обучения.
Амонашвили вошел в число преподавателей первой экспериментальной школе №1
города Тбилиси. С тех пор его профессиональная деятельность была прочно связана
с утверждением новых взглядов на обучение в школе, с развитием “гуманной педагогики”.
“Педагогический процесс должен быть направлен на воспитание и развитие свободы
личности ребёнка, надо не готовить его к жизни, а воспитывать в нём саму
жизнь”.
По замыслу Амонашвили, ребёнок должен стать добровольным помощником, союзником
учителя и родителей в процессе собственного воспитания. Маленькому человеку
необходимо показать, что процесс познания может быть увлекательным и
интересным, заразить его поиском, открытием нового, желанием исследования.
Одновременно важно научить его понимать самого себя, адекватно оценивать черты
собственного характера, развивать присущие именно ему способности и умения. В
процессе работы с детьми Амонашвили учился сам и сделал множество открытий,
кажущихся теперь простыми и лежащими на поверхности: оказывается, ребёнку
нравится расти, становиться лучше, умнее, добрее, если его умело и вовремя
направлять.
“Те дети, которые вырастают агрессивными, злыми,
жестокими, — это продукт подавляющей авторитарной педагогики, которая не даёт
проявиться естественным жизненным силам ребёнка. Но суть дисциплины — не в
подавлении энергии, шалостей, а в преобразовании их”. Урок, проводимый на
основе методик Амонашвили, продолжается всего 35 минут. Он должен быть
эффективным, насыщенным, но не утомлять ребёнка. Энергия детей должна находить
выход, поэтому ни в коем случае учитель не станет требовать от ребят, чтобы они
сидели неподвижно, слушали только его и высказывались только с разрешения.
Желание поделиться своими догадками друг с другом не пресекается. Но сам
процесс познания столь интересен детям, что они не отвлекаются на постороннее.
Здесь же, на уроках, малыши развивают в себе такие необходимые качества, как
умение внимательно слушать собеседника, выдержку, терпение, аккуратность. И
причина не в том, что в случае неповиновения или плохого поведения учитель
может закричать на ребенка, вызвать родителей или отправить к директору. Нет.
Ученику просто некогда отвлекаться на глупости, когда он становится
полноправным участником событий, диспутов, проходящих в классе. Методологи насчитали
более 400 особых педагогических приёмов, использующихся в рамках системы
гуманной педагогики, которые стимулируют рост и развитие личности ребёнка, его
познавательных способностей.
Шалва Александрович — частый гость в
школах и вузах. Он проводит семинары, мастер-классы, «круглые столы»,
посвященные проблемам образования. Часто в результате этих встреч создаются
новые центры гуманной педагогики, открываются школы и классы, реализующие
гуманно-личностный подход в образовании. Сообщества последователей гуманной
педагогики, самостоятельно ведущие научно-методический поиск и разработку
образовательного процесса, организованы в 65 городах.
Когда-то заветной мечтой Шалвы Амонашвили было издание антологии гуманной
педагогики — серии классики педагогической мысли. И пять лет назад в Москве был
открыт “Издательский Дом Шалвы Амонашвили”. Увидели свет труды великих
педагогов прошлого: Коменского, Сухомлинского, Песталоцци, Ушинского,
Монтессори, Вентцеля, Макаренко. Всего выпущено 35 книг и готовятся к выходу новые.
По утверждению самого Шалвы Александровича Амонашвили: “Гуманная педагогика —
это вечная педагогика. И именно из классиков я взял многие свои взгляды… Она
есть искусство самое высшее, которое доступно человеку, потому что творит из
него Высшего Человека”.
http://www.fio.ru/
http://www.education.rekom.ru/3_2002/fio.htm
Образование и
общество. №3 2002