Академик Амонашвили отдал
экспериментальной педагогике 50 лет жизни! А новаторство во времена
«руководящей и направляющей роли партии» было делом рискованным. Несколько раз
лабораторию Амонашвили в Грузии пытались закрыть, созданную им 1–ю
экспериментальную школу города Тбилиси, известную во всем мире, —
расформировать, его методики обвиняли в буржуазном уклоне. Педагога бесконечно
таскали «на ковер» в партийные органы. По собственному признанию Шалвы
Александровича, он страшно боялся этих вызовов. Каждый раз шел туда, как на
Голгофу, ожидая очередного разноса и потери партбилета. «Как много отравил мне
в жизни этот страх», — с горечью признался педагог. Но мужество заключается не
в отсутствии страха, а в способности преодолеть его в себе. Шалва Александрович
не отступился от своих идей. И сегодня он во всем мире известен как основатель
Гуманной педагогики.
Уникальный опыт Шалвы Амонашвили,
результаты его многолетних исследований обобщены в книгах и пособиях, которые
стали настольными для нескольких поколений учителей и родителей.
В Риге Шалва Александрович провел
пятидневный семинар для латвийских учителей. Воодушевление аудитории было
таково, что его немедленно пригласили приехать вновь — уже в регионы, откуда не
все учителя смогли добраться на этот семинар. Теперь академика ждут в Резекне и
Цесисе. Но поскольку общественный интерес к теме был огромен, а пообщаться с
прославленным педагогом мечтали не только учителя, то Шалва Александрович по
просьбе Рериховского общества выступил перед свободной аудиторией в церкви св.
Петра.
Мне посчастливилось побывать на этих
встречах в минувшие выходные. В зале было холодно — в церкви почти не топят. Но
холод атмосферный отступал перед щедрым душевным теплом, которое шло в зал от
алтаря, где у микрофона стоял невысокий человек с негромким, слегка
надтреснутым голосом.
Шалва Александрович вынул из внутреннего
кармана несколько маленьких листочков — «Это мой конспект». И бросив лишь
беглый взгляд на свои записки, заговорил с нами так сердечно и доверительно,
словно мы близкие люди, друзья и единомышленники. Шалва Александрович говорил
вроде бы простые, совершенно очевидные вещи, но очевидными для нас они
становятся лишь в устах мудреца. К сожалению, примеры, которые он приводил из
собственного опыта — не учителя, но отца двоих детей, придется оставить за
рамками статьи — в силу ограниченности газетной площади. А жаль — эти
маленькие, выстраданные сюжеты наполняют жизнью те мысли гуманиста, которые я
попробую изложить конспективно.
— Первый вопрос, на который я всегда для
себя искал ответ, —
1. Что
такое ребёнок?
Только спустя много лет я нашел ответ:
ребенок — это гость в нашей семье. Родители дают ему лишь тело — инструмент для
развития души. А душа младенца нам не принадлежит — она пришла от высших сил,
от Бога. Мы, родители, часто движимы не столько истинной любовью к своим детям,
сколько эгоизмом. Мы хотим, чтобы они своей судьбой исправили наши собственные
упущения, чтобы они тешили наше честолюбие своими достижениями и позаботились о
нас в старости.
Но на самом деле каждый ребенок приходит
в этот мир, чтобы исполнить свое предназначение. Каждый ребенок — носитель
единственной на Земле миссии. Своя миссия была у Пушкина. Но своя миссия была и
у его няни Арины Родионовны, без которой Пушкин как великий поэт не состоялся
бы. Задача родителей — помочь раскрыться предназначению своего ребенка. Это —
главное! Нет ничего горше, чем жизнь вне своей судьбы.
2. Как
воспитывать своего ребёнка?
Существует масса методик и советов, но
суть одна — «кнут и пряник». Поступил хорошо — молодец, послушный мальчик —
похвалим. Напроказничал, ленится — накажем. На самом деле воспитывать можно
только образом жизни. Говорят ли в семье языком добра или зла, криков или
молитвы, языком хамства, грубости или языком любви и красоты — таким будет расти
и ваш ребенок. Чутким, добрым или бессердечным и наглым. Если в вашей семье
язык звучит как музыка, если в семье малыш видит взаимное уважение и заботу —
этого достаточно. Больше никаких методов воспитания не нужно.
Помните, что брань, злоречие младенец
впитывает даже во сне. Вот у вас по телевизору звучат ругательства, вопли и
взрывы, а в соседней комнате спит новорожденный. Думаете, это ему никак не
может повредить? Ошибаетесь! Сознание младенца работает днем и ночью — его
речевая функция спешит развиваться. Знаете ли вы, что при дисгармоничных звуках
состав крови человеческого плода изменяется — в нем появляются отравляющие
вещества — империлы, которые не разлагаются, они остаются в организме человека
на всю жизнь.
Вместе с рождением ребенка рождаются еще
два человека, которых не было на свете, — отец и мать. Став родителями, вы
становитесь качественно иными людьми. Хотите воспитывать ребенка — посмотрите,
насколько воспитаны сами. Стань сам лучше — вот одно из условий гармоничной
семьи.
3. Как
помочь ребёнку взрослеть?
У ребенка от рождения есть три страсти.
Это страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе. Он их раб. У
каждой страсти свои законы. Каждая есть и благо, и хождение у пропасти. Если
окружение ребенка расшатано, то любая из этих страстей может стать для ребенка
губительной. Если рядом не будет мудрой маленькой мамы, мудрого маленького
папы, бабушки или дедушки, то рядом с вашим ребенком обязательно окажется
мудрый маленький сатана.
Но что нам делать, когда ваш сын или дочка
уходит от вас — в школу, на улицу, к друзьям? Вы не знаете, что там происходит.
Дети умеют скрывать от взрослых свои тайны. Здесь путь один — доверие. Пусть
отец выстроит отношения с сыном, как с братом, а дочь будет относиться к
матери, как к сестре. Тогда в трудной ситуации просто спросите у сердца: как
мне поступить? Сердце подскажет самые точные слова, которые ваш ребенок
обязательно услышит.
4. Как
помочь ребёнку развиваться?
Природа ребенка несет в себе огромное
количество возможностей. Но на все есть календарные сроки. Если вы сажаете семя
в землю, старательно его поливаете, то в установленный срок — не раньше и не
позже — оно проснется, выбросит побег, потом распустит свои листочки, заложит
соцветия... Но что будет, если семя не поливать? Оно может вовсе не взойти, или
росток будет чахлым, не зацветет и не будет плодоносить. Если вы упустили сроки
и не помогли развиться в вашем ребенке той или иной функции, то она может
исчезнуть навсегда. Например, дети до трех лет легко и естественно осваивают
иностранные языки. Упустили время — все, дальше обучение идет уже только с
усилием воли. Ищите способы, чтобы ребенок в детстве не потерял свое богатство.
За шалости можно ругать. Но нельзя их
запрещать. Потому что именно шалость движет науку, искусство, профессии. Ведь
кто такой Эйнштейн? Это просто хулиган в науке. Он перевернул все представления
в физике, возмутил весь научный мир, сделал в фундаментальной науке то, что до
него было не принято делать. Шалость — это выход из нормы, высшее проявление
творчества. Прилежный ребенок нас радует, но не обязательно у него идет
развитие природных и духовных сил. Ребенок все время ищет трудностей, потому
что через их преодоление идет развитие личности. Понукательная педагогика — Не
трогай! Замолчи! Немедленно прекрати! — этот процесс тормозит. В отличие от
понукательной, гуманная педагогика — это три «Ж»: живу, жертвую и жду. Вот что
есть воспитание.