|
«Действительно
гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу
созидания самих себя» — плакат с этими словами висел в дни семинара в актовом
зале Юмераской школы.
В
России есть несколько школ, реализующих на практике учение Шалвы Амонашвили, —
в Москве, Петербурге, Нижневартовске... Есть такая школа и в Таллине —
Юмераская основная.
Так
что же это такое — гуманная педагогика? Как добиться, чтобы дети «созидали сами
себя»? Дабы понять cуть, говорит Шалва Александрович, надо ответить на семь
вопросов.
Когда начинать воспитывать?
Начинать
надо тогда, когда дитя еще находится в утробе у матери. Огромное значение имеют
внешние звуковые раздражители. Уже доказано: если в доме беременной женщины
регулярно звучит красивая музыка, скажем, Чайковского, то позже подросший
ребенок к музыке этого композитора и тянется. Если же в доме постоянно ругань,
скандалы, какофония вместо гармонии, ребенок вырастет нервным,
раздражительным... Это явление сейчас активно изучают педагоги, психологи, физиологи.
Мы
с женой, поделился личным опытом Шалва Александрович, когда ждали ребенка,
твердо решили: все, теперь никаких скандалов! Тем самым и будущему сыну
комфортное существование обеспечили, и наша любовь друг к другу стала крепче,
чем была. А если вы не способны на это, считает академик, то тогда ребенка
лучше и не приглашать.
Он
так и говорит — приглашать ребенка, а не рожать. И тут в самый раз перейти ко
второму вопросу.
Кто
он — ребенок?
Казалось
бы, странный вопрос. Как кто? Мой сын, моя дочь. А вот и нет. На самом деле
ребенок — гость, которого родители, зачав, пригласили в свой дом. Они дали ему
только тело, оболочку для души. Сама же душа оказалась в ней, пронзив времена и
пространства. Так что родители и ребенок — равны. Мама и папа для него такие же
новые люди, как и он для них. Более того, душа ребенка, возможно, даже богаче,
чем у родителей. Пусть он физически пока не очень силен... Так что ребенок —
это дорогой гость. Не будете же вы орать на гостя и чего-то требовать от него
только на том основании, что вы в доме хозяин? Напротив, вы сделаете все, чтобы
ему у вас было хорошо и уютно. Вот и в отношениях с детьми должно быть так же.
Каким
должно быть окружение?
Меня,
говорит Шалва Александрович, часто спрашивают: мол, совсем от рук ребенок отбился,
как быть, подскажите методы. Парадокс гуманной педагогики в том и состоит, что
нет в ней никаких особых методов. Воспитывает среда, атмосфера, царящая в доме.
А атмосферу формируют взаимоотношения родителей, их отношение к соседям, к
родственникам и чужим людям, книги, которые в доме читают, музыка... Если
огурцы помещены в рассол, привел пример академик, вы же ничего не
предпринимаете для того, чтобы они достигли нужной кондиции. Сами доходят.
Главное, чтобы рассол был хороший...
Тут,
признаться, у меня возникли сомнения. Все же дети — не огурцы. Это ж не с
потолка взято — было у отца три сына: двое умных, а третий — дурак. Или — в
семье не без урода... В самом деле, сколько в жизни случаев, когда
братья-сестры растут в абсолютно одинаковой среде, а вырастают разными. Вплоть
до крайних вариантов: один брат — золотой парень, второй — отпетый негодяй.
Но
у академика есть объяснение и на сей счет. Дело в том, что каждый ребенок
приходит в этот мир как носитель своей миссии. У каждого — своя судьба. Талант
родителей в том и состоит, чтобы вовремя распознать миссию ребенка, его судьбу.
Увы, очень часто жизненный путь молодого человека не совпадает с
предназначенной ему миссией. Отсюда и разлад. И нередко — по вине родителей,
которые силой навязывают ребенку судьбу, которая, как они думают, принесет ему
счастье, а на самом деле все получается наоборот.
Не
забываем ли учитывать три страсти ребенка?
Первая
— страсть к развитию. Огромное значение в развитии имеют первые три года жизни:
в это время накапливаются впечатления об услышанном и увиденном. Впечатления,
вызванные красивым и добрым, впоследствии преломляются в соответствующее
мировоззрение и поступки.
Вторая
страсть — к взрослению. Всем детям хочется быстрее повзрослеть. Надо им
помогать в этом. Как? Не подчеркивать постоянно свое превосходство над ними, а
общаться как равные с равными.
Третья
страсть — к свободе. «Глухота» между родителями и детьми часто оттого и
возникает, что взрослые этой потребности ребенка не понимают и пытаются держать
его на «коротком поводке».
Как
помогать развиваться?
Каждый
день предлагать ребенку преодолевать посильные трудности. Интеллектуальные,
физические. Постепенно поднимая планку все выше и выше. Если теща владеет
французским, пусть говорит с внуком только по-французски. Жена знает эстонский?
Пусть общается с ребенком на этом языке. Отец — на родном. Или наоборот.
Главное — с самого младенчества.
Как
относиться к школе?
Обычная
картина: ребенок возвращается из школы, и первый вопрос к нему — что получил? А
как прошел день, что отрок узнал нового, с кем подружился или поссорился, что
видел-слышал — это зачастую нас не интересует. Главное — какие у него оценки.
Как будто они определяют судьбу! А ведь давно известно: миром правят не те, кто
в детстве был дисциплинированным отличником.
Учителя
следует любить и боготворить. Даже того, на кого ребенок дома обоснованно
жалуется. К советской власти Ш.А.Амонашвили относится не очень хорошо, но
именно В.И.Ленин, напомнил он, сказал, что учителя мы должны поднять на такую
высоту... В общем, на достойную высоту. И обеспечить его духовно и материально.
Сейчас, к сожалению, учитель находится на недопустимо низкой ступени социальной
лестницы. Значит, тем более к нему надо относиться бережно.
От
чего и как надо защищать ребенка?
От
чего — в общем-то понятно. От хаоса окружающей жизни, от курения и наркотиков,
от Интернета, точнее, от похабщины и дури, которых там так много. Как? Научая
благородству. Через культуру. Не будет культуры — погибнет цивилизация... До
какого возраста надо защищать ребенка? До 24 лет — вот когда, по мнению
академика Амонашвили, заканчивается детство.
√√√
Один
из слушателей упрекнул академика в том, что тот навязывает детям веру в Бога,
имея в виду, что его программа предполагает и уроки, связанные с религией.
Шалва Александрович мягко возразил: он никому ничего не навязывает. Ни по части
религии, ни гуманную педагогику вообще. Тем более что в педагогике науки почти
нет. Педагогика — это учения. Песталоцци, Каменского, Сухомлинского... Любое из
них можно принимать, а можно идти своим путем. Представьте, сказал он,
кавказскую гору. На нее можно смотреть с разных сторон — и каждый увидит свое.
Но вершина-то все равно одна.
Рассказанное
на этой лекции, адресованной в основном родителям, — лишь штрихи педагогики,
предлагаемой Амонашвили. Учителя разных школ и студенты педуниверситета слышали
и видели на других занятиях то, что полезно им. В частности, открытые уроки,
которые давал академик. И дети были в восторге от этого гуманного учителя.
√√√
Однако
одно дело — показательный урок на семинаре, и совсем другое — обычные будни. И
мы поспешили в Юмераскую школу.
Директор
Марина Андреевна Баранюк, а вместе с ней и весь коллектив, были очарованы
Шалвой Александровичем и его учением еще в прошлом году, когда он проводил в
Таллине предыдущий семинар. Решили работать по его системе. Тем более, что она
очень хорошо дополняет тоже гуманную методику «Hea algus» («Доброе начало»), по
которой занимаются начальные классы.
Что
изменилось в педагогической практике после знакомства с учением Амонашвили? По
словам завуча Ирины Леоновой, учителей начальных классов Альбины Михайловой и
Натальи Федотовой, теперь они смотрят на каждого ученика другим взглядом. И уже
не столько учат детей, как это принято в традиционной школе, сколько
сотрудничают с ними. Как равные с равными.
Непосвященный,
войдя во время урока в класс, может и не понять, что тут делает эта компания. В
одном конце несколько детей обсуждают математическую задачу, другие — в
противоположном конце — заняты русским языком. Тут же присутствуют родители...
Конечно,
пока это только ростки новой жизни в школе. Но коллектив преисполнен оптимизма.
Учителя говорят, что после знакомства с уроками Амонашвили у них словно второе
дыхание открылось.
Однако
есть и проза жизни. В первый класс этой осенью удалось набрать только 15 ребят.
Причина не только в низкой рождаемости. Рассчитывали-то на 65 — два комплекта,
но многие родители предпочитают отдавать детей в гимназию. А ведь и там,
недоумевает Леонова, надо пройти начальное и основное звено. Она надеется, что
теперь этот стереотип будет сломан — ведь их школа становится все более
известной. Вот и студентки массово записываются на практику именно сюда.
А
одна мама — из тех, кого можно застать на уроках — высказала надежду, что
студентки будут не только учить, но и сами рожать детей. Сама она, имея уже
двоих, всерьез думает о третьем. Будучи под впечатлением от того, что услышала
от Шалвы Александровича Амонашвили.
Андрей БАБИН
Оригинал : http://www.dd.ee/arhiiv/2002/20/16-1.htm