Учитель должен быть шалуном
Валерия Кабакова
Когда
говорят - Амонашвили, все знают, что речь пойдет о гуманной педагогике. Уже
сегодня имя Шалвы Александровича в ряду таких известных людей, как Ушинский,
Сухомлинский, Коменский... Известность - известностью, но для тюменцев фигура
Амонашвили не столь уж недосягаема: наши преподаватели и студенты два раза в
год слушают его лекции.
О
сути гуманной педагогики Шалва Амонашвили, может говорить часами. А мы хотели
узнать побольше о нем самом. О том и речь пошла...
-
Вы часто говорите: в учителе должна быть искра божья, а если нет, человек
должен сам себя избрать. А вы - преподаватель от бога или сами себя избрали?
-
Сначала я хотел быть журналистом, школьником печатался во многих газетах
Грузии, стихи писал. К тому же мой отец работал директором типографии, я очень
часто бывал у него на работе, влюбился в типографию, мне очень нравился запах
краски. Но на журфак так и не попал. Закончил востоковедческий факультет.
Решил: если журналистом захочу стать - стану!
Со
второго курса работал в школе пионервожатым, потом - учителем труда, позже -
истории. Вот там и узнал вкус детской жизни, уловил свою судьбу.
-
Как вы это почувствовали?
-
Ко мне пришла бабушка и говорит: сынок, бери моего внука, у него ни отца, ни
матери нет. Я одна его воспитываю. Он гибнет, скоро попадет в дурную компанию.
Я сдружился с этим мальчиком, всегда брал его с собой... Но было и другое -
однажды дал пощечину школьнику. Он быстро спускался с лестницы и на меня
наткнулся. А я же - пионервожатый! Потом долго думал, почему я это сделал?
Хотел извиниться, искал его... Кстати, сейчас этот мальчик - парламентарий.
-
Почему вы запомнили этот случай?
-
До сих пор эта картинка у меня перед глазами. Тогда я начал читать
педагогические книги. Понял, в чем суть общения с ребенком. Это обмен
ценностями. Это стало для меня страстью.
-
А что же с него, маленького, взять?
-
Маленький человек - это раскрытая книга. Помню, будучи еще молодым учителем,
дал детям контрольную, проверил, раздал тетради. Девочка в классе заплакала:
"Не люблю математику, не буду больше учить! Вон сколько красного!" Я
понял, что нужно выбросить красные чернила. Ребенок говорит: не ищи во мне
ошибки, найди во мне опору. Дело, конечно, не в красных чернилах, дело - в
отношении к детям.
-
Отличаются нынешние школьники от прежних ваших учеников?
-
Детям 60-х любые знания были интересны, они готовы были воспринимать любую
педагогику: авторитарную или гуманную. Для современного ребенка доступна вся
информация. Интернет - весь мир. Важно научить ребенка культуре выбора, помочь
построить внутренние защитные системы, ведь в жизни много грязи, много
соблазнов, нужно дать ребенку щит, дать нравственно-духовную опору.
-
Кто должен этим заниматься: учитель или родитель?
-
Все, конечно. Учитель обязан государственно, по выбору долга. А мамы часто
считают детей своей собственностью.
-
А говорят, что у преподавателей не хватает времени на собственных детей...
-
Мы с женой тоже искали эту синюю птицу педагогики. Никогда не наказывали. Зато
обижались. Наши дети стали очень хорошими людьми. Сын в Тбилиси работает,
создал лигу защиты прав детей. Без всякого вознаграждения трудится, владеет
языками, получил образование в Оксфорде. Я об этом ничего не знал. Дочка в
Москве живет, у нее свое дело.
-
Ваше общение со школьниками отличалось от общения с вашими собственными детьми?
-
Нет, в принципе, не отличалось. В школе атмосфера другая, там все организованно
проходит. В семье же - спонтанное общение, тем сложнее. Разное бывает, дети
что-то ломают, не слушаются, могут грубо что-то сказать. Если им также ответить
- ничего не выйдет. Есть аксиомы: любовь рождает любовь... Повторяю, все
зависит от личности учителя. Учитель - душа-носитель света. Ученик - душа,
ищущая этот свет. Урок - свет и судьба.
-
А как вы с внуками?
-
Они ждут не дождутся, когда я приеду. В Москве их двое: Михаил (Мика) и
Александр (Сандрик). Вот подарок Мики (маленькая желтая лошадка - Авт.), он
сказал: "Ты много ездишь, вот тебе лошадка". Мы - как братья. На равных
разговариваем. Они мне помогают. Недавно мы вместе строили книжные полки. За
три дня управились. Я один неделю бы возился. В Грузии, в деревне, у нас есть
огород. Вместе мы ухаживаем за посадками, чистим бассейн. Я часто советуюсь с
ними. Например, приготовлю урок, спрашиваю Сандрика: "Как ты думаешь,
понравится?" Написал книгу: "Почитай, пожалуйста!" Ему надо
знать, что дедушке важно его мнение, он нужен.
Я
и с детьми своими так дружил. Это уникальная дружба. Она долго растет, но если
сберечь это чувство, оно перерастает в нечто большее. Сегодня мы с сыном -
наставники друг для друга.
-
А вас как воспитывали?
-
Отец погиб на фронте. Я уже говорил, что часто бывал у него на работе, со всеми
там общался. Помню, в 38-м году, наверное, отец пришел с работы, и они с мамой
начали сжигать книги. Я рядом стоял. Часть книг они прятали в мешок. Через
некоторое время к нам приходят какие-то люди, осматривают наш дом, книги
изучают на полках. Я был маленьким и мог сказать: "У нас еще в мешке есть
книги". Отца не стало бы сразу. Не знаю, но что-то мне подсказывало, что
надо молчать. Спустя несколько лет я нашел эти книги у бабушке, в кувшине для
вина, который у нас зарывают в землю. Это были классики - Михаил Чавахишвили,
Тициан Табидзе и другие.
-
А какие книги вы читаете сейчас?
-
Самая главная книга моей жизни - всегда со мною. (Шалва Александрович достает
из сумки маленький темнозеленый томик на грузинском - "Витязь в тигровой
шкуре" Шота Руставели).
-
Почему именно - Руставели?
-
А у Руставели много педагогики. Я издаю антологию гуманной педагогики, уже
вышло тридцать томов - это классики мировой педагогики, мировые религии,
философские книги. Буду издавать и эту книгу - как источник педагогической
мысли. В русском переводе, конечно. Руставели переводили Бальмонт, Заболоцкий.
Но есть и перевод Нуцубидзе - это философ, которого Сталин арестовал за вольные
мысли. "Витязя в тигровой шкуре" он перевел в тюрьме. Поскольку
Сталин любил эту поэму, Нуцубидзе послал ему свой перевод. Сталин сделал даже
некоторые правки в тексте, а потом - досрочно выпустил философа из тюрьмы. Об
этой истории я узнал у самого Нуцубидзе. Его перевод очень близок к оригиналу.
Но в книге я хочу давать и некоторые переводы других авторов. Это очень
высоконравственная педагогическая поэма.
-
Чем вы еще занимаетесь в свободное время?
-
Гуляю с внуками. Вожу их в театры, хотя они не особенно любят это, пока не
постигли вкус. Ибо в школе, где они учатся, жесткий авторитаризм. А я -
театральный человек. Мне очень нравится театральная обстановка. Когда в кармане
заранее купленный билет, ты настраиваешься, то есть как-то меняешься. Еще я
люблю приходить в театр заранее, смотреть на людей.
-
Вас узнают?
-
Иногда очень смешно бывает. Сажусь в такси, разговариваем с шофером по дороге,
доезжаю до гостиницы, достаю деньги. НеАнонс
Музыкальное
приношение при свечах
Курьер
Новая
концертная программа в рамках вечернего абонемента "Концерты при
свечах" состоится в субботу в зале Тюменской государственной филармонии.
Государственный
филармонический оркестр Тюмени, его художественный руководитель и главный
дирижер Антон Шароев остаются верными себе - снова готовят для тюменских
зрителей музыкальную премьеру. Впервые в Тюмени будет исполнен шестиголосый
Ричеркар из "Музыкального приношения" великого немецкого композитора
Иоганна Себастьяна Баха. Для многих открытием станут и произведения Дмитрия
Шостаковича. В исполнении оркестра и солистов прозвучат камерная симфония
"Памяти жертв фашизма" и концерт № 1 для фортепиано, струнных и
трубы.
В
концерте примет участие солист Московской государственной филармонии,
заслуженный деятель искусств России Андрей Диев (фортепиано). По отзывам
музыкальных критиков, его игра - это сплав русской народной пианистической
школы Рахманинова, Софроницкого, Нейгауза, Гилельса и европейской школы
Шнабеля, Липати, Микельанджели. Это новый стиль исполнительства, новый
романтизм и сильнейшая энергетика, заставляющая работать душой.
итной
пленкой, чтобы пользователь по неосторожности не стер цифры. Новшество
появилось благодаря инициативе фирмы-изготовителя. На цену оно не повлияет.
По
словам Натальи Лебедевой, директора отдела маркетинга ОАО
"Тюменьтелеком", самые ходовые карточки - на 20, 50 и 100 единиц.
поссорился,
она мне все говорила: "Сохрани лабораторию! Дома открывай!" Но как?
Руки опустились, закрылся в комнате. Заходит мой сын и спрашивает: "А ты
бы хотел иметь такого сына?".
Я
я все понял, тут же вышел к родным, извинился. Звоню друзьям: приходите
пировать, лаборатория будет! Тогда за помощью я обратился к журналисту газеты
"Правда". Через несколько недель он опубликовал мой материал
трехгодичной давности. А к тому времени даже приказ о закрытии лаборатории уже
подписали. Министр на меня разозлился, но ничего поделать не мог,
"Правда" имела такую силу! Но передо мной после этой истории никто не
извинился.
-
Почему вы так часто упоминаете бога и в то же время говорите о светском
образовании?
-
Все хорошие педагоги были религиозными людьми. Вспомните Каменского, Эпистоллоция...
Нужно верить, что душа бессмертна, что каждый приходит в этот мир исполнить
свою миссию - она есть у каждого, поверьте. Эту веру можно сравнивать с богом,
с космосом... Но от этого складывается отношение к миру, к людям, к себе, к
своей профессии.
http://www.tyumen.net/tcourier/139/ler2900.shtml
Тюменский курьер