Автор: Светлана МАЛМЫГИНА
Дата: среда, 29 окт 2003
Владимирская школа номер 26 недавно принимала гостей: сюда приехал один из
выдающихся ученых современной педагогики, академик Российской академии
образования, профессор Московского педагогического университета Шалва
Амонашвили. Во Владимире он оказался по приглашению директора школы Татьяны
Куц, его ученицы-аспирантки. И хотя расписание у Шалвы Александровича
составлено на год вперед, он все-таки смог выделить время для общения с
владимирскими коллегами.
Татьяна Евгеньевна - директор молодой (назначена
в июне текущего года), однако в своем деле она не новичок. Ее педагогический
стаж - двенадцать лет. Пять лет назад она стала победителем городского и
областного конкурсов «Педагог года», а по итогам всероссийского конкурса попала
в число пятнадцати лучших учителей страны. Вот тогда она впервые и встретилась
с Шалвой Амонашвили, создателем метода гуманной педагогики и автором книг
«Здравствуйте, дети!»,«Как живете, дети?», «Единство цели», «Размышления о
гуманной педагогике».
Профессор в нашем городе оказался впервые. На
осмотр исторических достопримечательностей времени запланировано не было, но с
одной из жемчужин города - Успенским собором он все же ознакомился. Остальное
время Амонашвили провел в школе на открытых уроках чтения, литературы и труда,
а потом долго общался с коллегами. Это был не «разбор полетов», а разговор
друзей-единомышленников.
Надо сказать, что учителя 26-й школы давно
знакомы с трудами профессора, не раз обсуждали их на своих семинарах и
совещаниях. Разговор получился откровенным и живым. Профессор, конечно же,
говорил о школе, но это были не постулаты, а доверительная беседа. Почему мы
воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше? Почему мы даем
уроки, но в них не видим никакого чуда? Мы дарим детям знания, а они не
радуются? Мы призваны улучшать качество жизни, а жизнь все хуже и хуже, в ней
вот-вот восторжествует бездуховность и безнравственность. Учитель - Герой Духа
- призван помочь ребенку раскрыть в себе Божественный образ, а мы пичкаем его
голыми знаниями и насаждаем педагогику серости и насилия…
Говорил профессор и о значении слов. Разобрав
слово «учитель» по буквам, вывел, что оно означает «душевный носитель света» А
слово «школа» этимологически восходит к латинскому понятию «skala» - «лестница,
ведущая наверх».
Педколлектив школы горит желанием начать новые
преобразования. Учителя просили профессора Амонашвили помочь им побывать в
одной из московских школ, где преподаватели работают по методу гуманной
педагогики, и перенять их опыт.
Что же такое гуманная педагогика? Если очень
коротко, то это понимание и благожелательное принятие каждым учителем трех
страстей ребенка: страсти к взрослению, страсти к свободе, страсти к развитию.
Цель гуманной педагогики - принимать каждого
ребенка как мессию на земле. И каждый шаг к этой цели представляет собой
нелегкий труд, требующий терпения, изобретательности и великой любви к своему
делу.
В настоящее время по методу Амонашвили работают
десятки школ и классов: в Санкт-Петербурге, Москве, Сургуте, Тюмени, Иркутске,
Кемерове. В Москве опробование метода гуманной педагогики впервые начали три
года назад в школе выравнивания. Сюда отправляли «слабых» учеников из разных
школ столицы. Результаты потрясли видавших виды педагогов: уже через год
«экспериментальные» школьники догнали своих сверстников по уровню развития. В
настоящее время школа аттестована как обычная средняя. Здесь нет отстающих.
Записаться в школу столько желающих, что
пришлось открыть по пять параллельных классов. По словам профессора Амонашвили,
просто изменилось отношение к детям - и они поверили в себя.
Гуманную педагогику поддерживают и некоторые
структуры высших эшелонов власти. Например, министерство образования РФ. Идет
обсуждение нового метода и в Государственной думе.
Шалва Александрович не скрывает, что при
внедрении его метода будут трудности, но не надо бояться их. Надо доверять
ребенку и себе. Наградой станет ни с чем не сравнимая симфония душ учителя и
детей, ведь гуманная педагогика Света основывается на Вере, иначе - на
допущениях, которые не имеют обычных доказательств и принимаются сердцем. Вера
- это предчувствие знания и мудрость сердца…
http://www.nob.ru/article.phtml?PHPSESSID=8f8d853705ee91e7a6c0d76fe9d5ba3a&id=3050
Независимое обозрение