Выдающийся русский
художник Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) был не только известным
художником и путешественником, археологом, писателем, но и активным поборником
международного культурного сотрудничества. Он прославился как инициатор
заключения международного соглашения об
охране памятников культуры, получившего название «Пакт Рериха».
В созданной еще в царской
России перед первой мировой войной серии картин художник в символической форме
показал, какие разрушения и бедствия несет с собой война мирным городам,
памятникам культуры. В этот цикл вошли «Меч мужества» (1912), «Крик Змия»
(1913), «Зарево» (1913), «Град обреченный» (1914) и другие.
Последняя картина очень
понравилась Горькому и была ему подарена художником. В 1914 году Николай
Константинович пишет лубочный плакат «Враг рода человеческого», осуждающий
разрушение прекрасной библиотеки в бельгийском городе Лувене и всемирно
известного собора в Реймсе (Франция). Плакат был разослан в воинские части действующей армии.
Но не кисть художника была
призвана сыграть главную роль в его благородной борьбе за сохранение достижений
человеческой культуры. Еще во время русско-японской войны у художника возникла
идея о необходимости заключения специального международного соглашения об
охране памятников культуры.
С этим предложением он выступил в Русском архитектурном обществе, а
затем обратился в 1914 году к правительству России и верховному командованию
русской армии. Тогда же Н. Рерих посылает телеграмму президенту Франции
Пуанкаре и вручает письмо послу США, в котором призывает правительство США
выступить с протестом против варварских разрушений культурных ценностей.
Попытка добиться каких-то
эффективных мер по охране памятников культуры в то время оказалась
безрезультатной.
«Знамя Мира»
В конце 20-х годов
художник предложил заключить международный договор - «Пакт Мира».
«Моя идея о сохранении
художественных и научных ценностей, прежде всего, заключалась в создании
международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо
человечество, - писал он - Если знак Красного Креста всем напоминает о
гуманитарности, то такого же смысла
знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных». По замыслу Рериха
над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями должен был
развеваться охранительный флаг - «Знамя Мира». И хотя по образованию Рерих был
юристом (окончил юридический факультет Петербургского университета), он не
считал себя компетентным в разработке самого текста проекта международного
соглашения. По его просьбе его идея «была переведена на язык права»
французскими юристами-международниками доктором Шклявером и профессором
Лапраделем. В историю этот проект вошел как Пакт Рериха. Вместе с обращением
художника к правительствам и народам всех стран он был опубликован в 1929 году
на различных языках.
В обращении говорилось:
«Мы оплакиваем библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра.
Мы помним множество сокровищ, погибших во время мировых смятений... Но все же
пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые
множества памятников человеческих подвигов могут опять быть разрушены. Против
этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры. Даже в начале
своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия. С этой целью проект
международного мирного договора, охраняющего все сокровища искусства и науки
под международно признанным флагом, представлен иностранным правительствам...
Этот план предусматривает особый флаг,
который будет почитаем как международная и нейтральная территория».
Он надеялся, что этот документ будет иметь воспитательное значение и
поможет предотвратить любое проявление вандализма: «Пакт для защиты культурных
сокровищ нужен... как образовательный закон, который с первых школьных дней
будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении
истинных ценностей всего человечества».
Пакт Рериха нашел широкую поддержку у самых различных представителей
мировой общественности. Среди них были Р. Роллан и Б. Шоу, Рабиндранат Тагор и
Томас Манн, А. Эйнштейн и Г. Уэллс.
«...Ваш Пакт Мира с его знаменем для защиты культурных сокровищ будет
исключительно действенным символом»,— писал своему другу Рабиндранат Тагор.
В сентябре 1931 года в
старом бельгийском городе Брюгге была созвана первая международная конференция
Пакта Рериха, в ней приняли участие представители правительств и делегаты
многочисленных общественных и культурных организаций. На этой конференции
обсуждался план пропаганды идей Пакта во всем мире. В августе 1932 года в
Брюгге состоялась вторая международная конференция. Одновременно была
организована выставка более 6 тысяч фотографий памятников архитектуры, подлежащих
охране. Третья международная конференция, проходившая в Вашингтоне в ноябре
1933 года, в которой участвовали представители 36 государств, рекомендовала
правительствам всех стран подписать
Пакт Рериха.
Но далеко не всюду этот документ получал поддержку.
В «Листах дневника» художника находим: «Из
Парижа пишут: «У нас был Раймонд Вейсс.., который полностью подтвердил сведения
о германском давлении на второстепенные государства в целях заставить их
отклонить Пакт... Правда, нам приходилось слышать, что главным препятствием для
некоторых государств было то, что идея Пакта исходила от русского...»
7 конференция
Панамериканского союза в Монтевидео (1933 г.) приняла резолюцию
о принятии Пакта Рериха. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии
президента Франклина Д. Рузвельта Соединенными Штатами Америки и 20 странами
Латинской Америки соглашение было подписано. Выступив по радио, Рузвельт
сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся
к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для
сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое
значение, чем текст самого документа».
Примерно в то же время в дневнике художника
появляется запись: «Не устанем твердить, что, кроме государственного признания,
нужно деятельное участие общественности, Культурные ценности украшают и
возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна
быть проявлена всеми».
В 1930 году проект Пакта
был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, который, одобрив
его, передал на дальнейшее рассмотрение Международной комиссии
интеллектуального сотрудничества Лиги Наций. Однако Лига Наций не смогла
довести дело до конца: Пакт Рериха постигла судьба многих других благих начинаний,
первоначально поддержанных этой международной организацией. К тому же началась
вторая мировая война. И то, против чего боролся Рерих, свершилось: гитлеровскими
захватчиками были разрушены величайшие творения человеческого гения.
Гаагская Конвенция 1954 года –
Пакт Рериха наших дней
После
окончания второй мировой войны необходимость международного соглашения об
охране культурных сокровищ стала очевидной для всего прогрессивного человечества.
В те годы Рерих, находясь в Индии, вновь выдвигает идею Пакта: «Каждый
пытливый наблюдатель может убедиться, насколько наш девиз «Мир через культуру»
становится насущным, неотложным».
В поддержку Пакта
высказались президент Индии Дж. Неру и многие другие государственные и
общественные деятели этой страны. В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил
Генеральному директору ЮНЕСКО копию Пакта со всей документацией по истории
движения.
В 1954 году ЮНЕСКО созвала
международную конференцию, которая происходила в Гааге во Дворце мира с 21
апреля по 14 мая. В ней участвовали представители 56 государств, в том числе
СССР, УССР, БССР, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии.
14 мая 1954 года была
подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта и протокол к ней. Именно на этой конференции и, в
частности, благодаря активному участию в ней Советского государства, удалось
осуществить предложения Н. Рериха.
Слова Рериха, сказанные им
в 1944 году, оказались пророческими: «Не умерло Знамя Мира. Оно лишь
свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда люди вновь сознательно
обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Народы вспомнят о трудах
бывших и восполнят их прочными достижениями. Идеи живут! Развернется Знамя
Мира».
По конвенции 1954 года
объектом защиты объявлены культурные ценности. К ним относятся движимые или
недвижимые ценности (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные
или светские, археологические месторасположения, рукописи, книги и т. д.);
здания для сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей (музеи,
крупные библиотеки, хранилища архивов и т. д.) и центры, в которых имеется
значительное количество перечисленных выше культурных ценностей.
Государства-участники
взяли на себя обязательства:
подготовить еще в мирное
время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории,
от возможных последствий
вооруженного конфликта... (ст. 3),
запрещать использование культурных ценностей в целях, которые могут привести к их
разрушению или повреждению в случае вооруженного конфликта;
запрещать, предупреждать
и, если необходимо, пресекать любые акты грабежа или незаконного присвоения
культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих
ценностей (ст. 4).
Предусмотрено применение
специального отличительного знака для особо важных культурных ценностей.
Вместо предложенного
Рерихом знака охраны в виде Знамени Мира утвержден другой знак: заостренный
снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета.
Конвенция 1954 года
полностью исходила из принципов, выраженных в Пакте Рериха, а в ряде случаев
более детально конкретизировала их (расширено само понятие культурных
ценностей, находящихся под охраной, более подробно сформулированы
обязательства государства).
Так же, как в Пакте, охранительные меры
принимаются в соответствии с внутренним законодательством страны. Так же, как
и в Пакте, защита конвенции распространена на персонал, выделенный государствами
для защиты культурных ценностей.
В своем предложении о заключении Пакта и обращениях к общественности
Рерих обращал внимание на воспитание населения, особенно молодежи, в духе
уважения к культурным ценностям прошлого. В Гаагской конвенции 1954 года
предусмотрено осуществление ряда мероприятий такого рода, в частности
воспитание личного состава вооруженных сил «в духе уважения культуры и
культурных ценностей всех народов» (ст. 7). Это положение было включено в
конвенцию по инициативе советской делегации.
Гаагская конвенция 1954
года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта была
ратифицирована большим числом государств (более 60). Одним из первых ее ратифицировал СССР.
Существенное дополнение
конвенции 1954 года — протокол, в котором содержатся обязательства
государств предотвращать вывоз с
оккупированных ими во время вооруженного конфликта территорий культурных
ценностей.
Предусмотрены также
правила о возврате по окончании военных действий культурных ценностей,
которые временно были помещены на территорию другого государства в целях
защиты этих ценностей от угрозы вооруженного конфликта. При принятии
протокола был учтен, таким образом, печальный опыт второй мировой войны и
послевоенного периода, когда вывезенные ценности незаконно удерживались на
территории других государств и не возвращались их владельцам.
«Нравственные принципы
Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного
права», — писал С. Коненков.
И каждый раз, когда
нарушаются нормы международного права и создается угроза памятникам культуры,
вспоминаются слова Рериха: «Пакт не должен остаться на полке законохранилищ».
Бесчеловечные бомбардировки,
разрушение мирных городов и деревень Вьетнама, Лаоса и Камбоджи вызвали
гневные протесты мировой общественности. Генеральная конференция ЮНЕСКО
осудила преступные действия израильских оккупантов в Иордании, Сирии и в АРЕ,
повлекших за собой разрушение культурных ценностей. Нормы международного права
об охране памятников культуры требуют
безусловного соблюдения.
© «Наука и
жизнь», N
6, 1975 г.