Выдающийся русский художник Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) был не только известным художником и путешественником, археологом, писателем, но и активным поборником международного культурного сотрудничества. Он прославился как инициатор заключения  международного соглашения об охране памятников культуры, получившего название «Пакт Рериха».

 

 

Профессор М. Богуславский

 

Пакт Рериха

«Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли ста­ли нормами международного права», - эти­ми словами известного скульптора С. Т. Ко­ненкова нам бы хотелось начать рассказ о многолетней и неустанной борьбе Н. К. Ре­риха «за ограждение сокровищ общечело­веческих» от вандализма, за сохранение культурных ценностей.

В созданной еще в царской России перед первой мировой войной серии картин ху­дожник в символической форме показал, какие разрушения и бедствия несет с собой война мирным городам, памятникам куль­туры. В этот цикл вошли «Меч мужества» (1912), «Крик Змия» (1913), «Зарево» (1913), «Град обреченный» (1914) и другие.

Последняя картина очень понравилась Горькому и была ему подарена художни­ком. В 1914 году Николай Константинович пишет лубочный плакат «Враг рода челове­ческого», осуждающий разрушение пре­красной библиотеки в бельгийском городе Лувене и всемирно известного собора в Реймсе (Франция). Плакат был разослан  в воинские части действующей армии.

Но не кисть художника была призвана сыграть главную роль в его благородной борьбе за сохранение достижений челове­ческой культуры. Еще во время русско-японской войны у художника возникла идея о необходимости заключения специального международного соглашения об охране па­мятников культуры.

С этим предложением он выступил в Рус­ском архитектурном обществе, а затем об­ратился в 1914 году к правительству России и верховному командованию русской ар­мии. Тогда же Н. Рерих посылает телег­рамму президенту Франции Пуанкаре и вручает письмо послу США, в котором при­зывает правительство США выступить с протестом против варварских разрушений культурных ценностей.

Попытка добиться каких-то эффективных мер по охране памятников культуры в то время оказалась безрезультатной.

 

«Знамя Мира»

В конце 20-х годов художник предложил заключить международный договор -  «Пакт Мира».

«Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, прежде всего, заклю­чалась в создании международного импуль­са к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество, -  писал он -  Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманитарности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокрови­щах прекрасных». По замыслу Рериха над памятниками культуры, музеями и научны­ми учреждениями должен был развеваться охранительный флаг - «Знамя Мира». И хотя по образованию Рерих был юристом (окончил юридический факультет Петер­бургского университета), он не считал себя компетентным в разработке самого текста проекта международного соглашения. По его просьбе его идея «была переведена на язык права» французскими юристами-меж­дународниками доктором Шклявером и профессором Лапраделем. В историю этот проект вошел как Пакт Рериха. Вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран он был опубликован в 1929 году на различных языках.

В обращении говорилось: «Мы оплакива­ем библиотеку Лувена и незаменимые кра­соты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ, погибших во время мировых смятений... Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памят­ников человеческих подвигов могут опять быть разрушены. Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедлен­ные меры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные след­ствия. С этой целью проект международ­ного мирного договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под междуна­родно признанным флагом, представлен иностранным правительствам... Этот план  предусматривает особый флаг, который бу­дет почитаем как международная и нейт­ральная территория».

Он надеялся, что этот документ будет иметь воспитательное значение и поможет предотвратить любое проявление вандализ­ма: «Пакт для защиты культурных сокро­вищ нужен... как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благо­родными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

Пакт Рериха нашел широкую поддержку у самых различных представителей мировой общественности. Среди них были Р. Роллан и Б. Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, А. Эйнштейн и Г. Уэллс.

«...Ваш Пакт Мира с его знаменем для защиты культурных сокровищ будет исключительно действенным символом»,— писал своему другу Рабиндранат Тагор.

В сентябре 1931 года в старом бельгий­ском городе Брюгге была созвана первая международная конференция Пакта Рериха, в ней приняли участие представители пра­вительств и делегаты многочисленных об­щественных и культурных организаций. На этой конференции обсуждался план пропа­ганды идей Пакта во всем мире. В августе 1932 года в Брюгге состоялась вторая меж­дународная конференция. Одновременно была организована выставка более 6 тысяч фотографий памятников архитектуры, под­лежащих охране. Третья международная конференция, проходившая в Вашингтоне в ноябре 1933 года, в которой участвовали представители 36 государств, рекомендова­ла правительствам всех стран подписать Пакт Рериха.

Но далеко не всюду этот документ полу­чал поддержку.

В «Листах дневника» художника находим: «Из Парижа пишут: «У нас был Раймонд Вейсс.., который полностью подтвердил све­дения о германском давлении на второсте­пенные государства в целях заставить их отклонить Пакт... Правда, нам приходилось слышать, что главным препятствием для не­которых государств было то, что идея Пак­та исходила от русского...»

7 конференция Панамериканского союза в Монтевидео (1933 г.) приняла резолюцию о принятии Пакта Рериха. 15 апреля 1935 го­да в Вашингтоне в присутствии президента Франклина Д. Рузвельта Соединенными Штатами Америки и 20 странами Латинской Америки соглашение было подписано. Вы­ступив по радио, Рузвельт сказал: «Предла­гая этот Пакт для подписания всеми стра­нами мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущ­ным принципом для сохранения современ­ной цивилизации. Этот договор имеет бо­лее глубокое значение, чем текст самого документа».

Примерно в то же время в дневнике художника появляется запись: «Не устанем твердить, что, кроме государственного при­знания, нужно деятельное участие общест­венности, Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».

В 1930 году проект Пакта был представ­лен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, который, одобрив его, передал на дальнейшее рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничест­ва Лиги Наций. Однако Лига Наций не смог­ла довести дело до конца: Пакт Рериха по­стигла судьба многих других благих начина­ний, первоначально поддержанных этой международной организацией. К тому же началась вторая мировая война. И то, про­тив чего боролся Рерих, свершилось: гитле­ровскими захватчиками были разрушены величайшие творения человеческого гения.

 

 

Гаагская Конвенция  1954 года –

Пакт Рериха наших дней

После окончания второй мировой войны необходимость международного соглаше­ния об охране культурных сокровищ стала очевидной для всего прогрессивного чело­вечества. В те годы Рерих, находясь в Ин­дии, вновь выдвигает идею Пакта: «Каж­дый пытливый наблюдатель может убедить­ся, насколько наш девиз «Мир через куль­туру» становится насущным, неотложным».

В поддержку Пакта высказались прези­дент Индии Дж. Неру и многие другие го­сударственные и общественные деятели этой страны. В 1950 году Комитет Пакта Ре­риха направил Генеральному директору ЮНЕСКО копию Пакта со всей документа­цией по истории движения.

В 1954 году ЮНЕСКО созвала междуна­родную конференцию, которая происхо­дила в Гааге во Дворце мира с 21 апреля по 14 мая. В ней участвовали представите­ли 56 государств, в том числе СССР, УССР, БССР, Венгрии, Польши, Румынии, Чехо­словакии.

14 мая 1954 года была подписана Гааг­ская конвенция о защите культурных цен­ностей в случае вооруженного конфликта и протокол к ней. Именно на этой конферен­ции и, в частности, благодаря активному участию в ней Советского государства, уда­лось осуществить предложения Н. Рериха.

Слова Рериха, сказанные им в 1944 году, оказались пророческими: «Не умерло Зна­мя Мира. Оно лишь свернулось, пока звер­ствует война. Но придет час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Народы вспомнят о трудах бывших и восполнят их прочными достижениями. Идеи живут! Раз­вернется Знамя Мира».

По конвенции 1954 года объектом защиты объявлены культурные ценности. К ним от­носятся движимые или недвижимые ценно­сти (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, архео­логические месторасположения, рукописи, книги и т. д.); здания для сохранения или экспонирования движимых культурных цен­ностей (музеи, крупные библиотеки, храни­лища архивов и т. д.) и центры, в которых имеется значительное количество перечис­ленных выше культурных ценностей.

Государства-участники взяли на себя обя­зательства:

подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий   вооруженного   конфликта... (ст. 3),

запрещать  использование  культурных ценностей в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению в слу­чае вооруженного конфликта;

запрещать, предупреждать и, если необ­ходимо, пресекать любые акты грабежа или незаконного присвоения культурных ценно­стей, а также любые акты вандализма в от­ношении этих ценностей (ст. 4).

Предусмотрено применение специального отличительного знака для особо важных культурных ценностей.

Вместо предложенного Рерихом знака охраны в виде Знамени Мира утвержден другой знак: заостренный снизу щит, раз­деленный на четыре части синего и белого цвета.

Конвенция 1954 года полностью исходи­ла из принципов, выраженных в Пакте Ре­риха, а в ряде случаев более детально конкретизировала их (расширено само по­нятие культурных ценностей, находящихся под охраной, более подробно сформули­рованы обязательства государства).

Так же, как в Пакте, охранительные ме­ры принимаются в соответствии с внутрен­ним законодательством страны. Так же, как и в Пакте, защита конвенции распро­странена на персонал, выделенный госу­дарствами для защиты культурных ценно­стей.

В своем предложении о заключении Пак­та и обращениях к общественности Рерих обращал внимание на воспитание населе­ния, особенно молодежи, в духе уважения к культурным ценностям прошлого. В Гааг­ской конвенции 1954 года предусмотрено осуществление ряда мероприятий такого рода, в частности воспитание личного состава вооруженных сил «в духе уважения культуры и культурных ценностей всех на­родов» (ст. 7). Это положение было вклю­чено в конвенцию по инициативе советской делегации.

Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооружен­ного конфликта  была  ратифицирована большим числом государств (более 60). Одним из первых ее ратифицировал СССР.

Существенное  дополнение   конвенции 1954 года — протокол, в котором содер­жатся обязательства государств предотвра­щать вывоз с оккупированных ими во вре­мя вооруженного конфликта территорий культурных ценностей.

Предусмотрены также правила о возвра­те по окончании военных действий куль­турных ценностей, которые временно были помещены на территорию другого госу­дарства в целях защиты этих ценностей от угрозы вооруженного конфликта. При при­нятии протокола был учтен, таким обра­зом, печальный опыт второй мировой вой­ны и послевоенного периода, когда выве­зенные ценности незаконно удерживались на территории других государств и не воз­вращались их владельцам.

«Нравственные принципы Рериха в отно­шении культурного наследия Земли стали нормами международного права», — пи­сал С. Коненков.

И каждый раз, когда нарушаются нормы международного права и создается угро­за памятникам культуры, вспоминаются слова Рериха: «Пакт не должен остаться на полке законохранилищ».

Бесчеловечные бомбардировки, разру­шение мирных городов и деревень Вьет­нама, Лаоса и Камбоджи вызвали гневные протесты мировой общественности. Гене­ральная конференция ЮНЕСКО осудила преступные действия израильских оккупан­тов в Иордании, Сирии и в АРЕ, повлекших за собой разрушение культурных ценно­стей. Нормы международного права об ох­ране памятников культуры требуют безус­ловного соблюдения.

                                                                    

©  «Наука  и  жизнь», N 6, 1975 г.

 

Hosted by uCoz