Андрей
Веймарн
ПАКТ РЕРИХА
ПОД ЗНАМЕНЕМ ВЕЧНОСТИ
Современники сравнивали его с Леонардо да Винчи. Лингвист, историк,
этнограф, археолог, он был умен, талантлив, энциклопедически образован и
фантастически работоспособен... Россия знает его как создателя 7000 картин.
Написанные в Гималаях при минусовой температуре, они представляют собой
художнический подвиг. Публицистическая деятельность Николая Рериха известна на
Родине хуже. Более 30 книг, сотни статей и очерков стали известны нам лишь в
последнее время , да и то относительно. Общественная деятельность, снискавшая
России мировую славу, в России почти не известна. Тем отраднее, что недавно
Москва стала местом проведения общественно – научной конференции, посвященной
60 – летию Пакта Рериха.
Идея нравственного совершенствования была в его
творчестве ключевой. Посвятив себя бесконечной духовной работе, в попытке добиться добра, справедливости и красоты для
каждого жителя Земли, Рерих стал одной из величайших фигур в истории
человечества. Его идеи объединяют людей своим гуманизмом, интеллигентностью,
научностью, и глубоким пониманием искусства. Пожалуй, полнее всего они нашли
свое воплощение в созданном им Международном Пакте.
Идеи Пакта просты и понятны. По мысли Рериха, он должен был стать
руководством для всех цивилизованных государств по защите памятников культуры.
Их предполагалось заранее зарегистрировать и в случае войны водрузить над ними
Знамя мира, белое полотнище, украшенное
тремя соприкасающимися красными сферами, символизирующими настоящее, прошлое и
будущее, снаружи охваченных красным кругом вечности. Сокровища мировой
культуры, национальные памятники, образовательные и культурные учреждения должны были считаться нейтральными
территориями, наравне с госпиталями и лазаретами, и сохраниться в
неприкосновенности.
Цивилизация, чтобы выжить, должна сохранить культуру. Рерих считал ее
универсальным языком, способным
объединить людей, уберечь их от кровопролития. И в мирное, и в военное
время. Пакт призван был помочь человечеству сберечь межнациональные ценности,
силой разума подняться выше любых междоусобиц. Его подписание состоялось в
Вашингтоне в Белом доме в присутствии президента Рузвельта, папы римского и
президента Чехословакии. Позже к Пакту присоединились и другие государства.
Рерих был чужд национальной ограниченности и расового снобизма. Силой
своего таланта он старался сохранить все без различия сокровища религиозного и
художественного значения, которые по существу принадлежат не одной нации, а
всему человечеству. Он надеялся, что под Знамя мира встанут лучшие люди всех
стран - без различия цвета кожи, вероисповедания, политических убеждений и
национальности. СССР, который видел в художнике политического эмигранта,
белогвардейца, прожившего всю жизнь с паспортом Российской империи, счел Пакт
происками империализма и не присоединился к нему. Политические принципы
советских руководителей всегда доминировали над здравым смыслом. От России документ подписал Русский Харбинский Комитет. Лишь в 1954 году в Гааге
СССР принял участие в межправительственной конференции о защите культурных
ценностей и примкнул к конвенции. Кто знает, что удалось бы спасти в нашей
стране с помощью Пакта, если бы Советский Союз не отгородился от него железным
занавесом?
Страх Рериха утерять вечные сокровища культуры, которые мы незаметно и
постепенно разучиваемся ценить, не лишен основания и ныне. Варварство,
свидетелями которого мы становимся чуть ли не каждый день, перешагнуло рубежи
средневековой дикости. Так, в ходе вооруженного конфликта в Чечне, объекты
культуры были уничтожены дудаевцами чуть ли не в первую очередь, расформированы
и закрыты институты, школы, детские сады. Там, где на территории России боевые действия не ведутся, стали повседневными
кражи из библиотек, музеев, контрабанда
предметов искусства. То же самое происходит и в других, даже самых
законопослушных государствах. Современные индустриальные технологии фактически
объявили беспощадную войну живой природе, которую Рерих рассматривал как
вместилище человечества..
За прошедшие 60 лет человечество создало для этого неплохую правовую
основу: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта; о мерах, направленных на предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на
культурные ценности; об охране всемирного культурного наследия. В Список
всемирного наследия включены исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с
ним ансамбли памятников, Кижский погост, Московский кремль и Красная площадь,
исторические памятники Новгорода и их окружение, культурный исторический и
природный ансамбль Соловецких островов, белокаменные памятники Владимира и
Суздаля, архитектурный ансамбль
Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом посаде, церковь Вознесения в
Коломенском. И все же сделано пока слишком мало.
"Российские
вести", 2 ноября 1996 г.