Андрей Веймарн

 

ПАКТ РЕРИХА ПОД ЗНАМЕНЕМ ВЕЧНОСТИ

 

Современники сравнивали его с Леонардо да Винчи. Лингвист, историк, этнограф, археолог, он был умен, талантлив, энциклопедически образован и фантастически работоспособен... Россия знает его как создателя 7000 картин. Написанные в Гималаях при минусовой температуре, они представляют собой художнический подвиг. Публицистическая деятельность Николая Рериха известна на Родине хуже. Более 30 книг, сотни статей и очерков стали известны нам лишь в последнее время , да и то относительно. Общественная деятельность, снискавшая России мировую славу, в России почти не известна. Тем отраднее, что недавно Москва стала местом проведения общественно – научной конференции, посвященной 60 – летию Пакта Рериха.

 

Идея нравственного совершенствования была в его творчестве ключевой. Посвятив себя бесконечной духовной работе, в попытке  добиться добра, справедливости и красоты для каждого жителя Земли, Рерих стал одной из величайших фигур в истории человечества. Его идеи объединяют людей своим гуманизмом, интеллигентностью, научностью, и глубоким пониманием искусства. Пожалуй, полнее всего они нашли свое воплощение в созданном им Международном Пакте.

Идеи Пакта просты и понятны. По мысли Рериха, он должен был стать руководством для всех цивилизованных государств по защите памятников культуры. Их предполагалось заранее зарегистрировать и в случае  войны  водрузить над ними Знамя мира,  белое полотнище, украшенное тремя соприкасающимися красными сферами, символизирующими настоящее, прошлое и будущее, снаружи охваченных красным кругом вечности. Сокровища мировой культуры, национальные памятники, образовательные и культурные учреждения  должны были считаться нейтральными территориями, наравне с госпиталями и лазаретами, и сохраниться в неприкосновенности.

Цивилизация, чтобы выжить, должна сохранить культуру. Рерих считал ее универсальным языком, способным  объединить людей, уберечь их от кровопролития. И в мирное, и в военное время. Пакт призван был помочь человечеству сберечь межнациональные ценности, силой разума подняться выше любых междоусобиц. Его подписание состоялось в Вашингтоне в Белом доме в присутствии президента Рузвельта, папы римского и президента Чехословакии. Позже к Пакту присоединились и другие государства.

Рерих был чужд национальной ограниченности и расового снобизма. Силой своего таланта он старался сохранить все без различия сокровища религиозного и художественного значения, которые по существу принадлежат не одной нации, а всему человечеству. Он надеялся, что под Знамя мира встанут лучшие люди всех стран - без различия цвета кожи, вероисповедания, политических убеждений и национальности. СССР, который видел в художнике политического эмигранта, белогвардейца, прожившего всю жизнь с паспортом Российской империи, счел Пакт происками империализма и не присоединился к нему. Политические принципы советских руководителей всегда доминировали над здравым смыслом.  От России документ  подписал Русский Харбинский Комитет. Лишь в 1954 году в Гааге СССР принял участие в межправительственной конференции о защите культурных ценностей и примкнул к конвенции. Кто знает, что удалось бы спасти в нашей стране с помощью Пакта, если бы Советский Союз не отгородился от него железным занавесом?

Страх Рериха утерять вечные сокровища культуры, которые мы незаметно и постепенно разучиваемся ценить, не лишен основания и ныне. Варварство, свидетелями которого мы становимся чуть ли не каждый день, перешагнуло рубежи средневековой дикости. Так, в ходе вооруженного конфликта в Чечне, объекты культуры были уничтожены дудаевцами чуть ли не в первую очередь, расформированы и закрыты институты, школы, детские сады. Там, где на  территории России боевые действия не ведутся, стали повседневными кражи из библиотек,  музеев, контрабанда предметов искусства. То же самое происходит и в других, даже самых законопослушных государствах. Современные индустриальные технологии фактически объявили беспощадную войну живой природе, которую Рерих рассматривал как вместилище человечества..

За прошедшие 60 лет человечество создало для этого неплохую правовую основу: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; о мерах, направленных на предупреждение  незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности; об охране всемирного культурного наследия. В Список всемирного наследия включены исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним ансамбли памятников, Кижский погост, Московский кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода и их окружение, культурный исторический и природный ансамбль Соловецких островов, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль  Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом посаде, церковь Вознесения в Коломенском. И все же сделано пока слишком мало.

 

 

"Российские вести",  2 ноября 1996 г.

 

Hosted by uCoz