ДОГОВОР
Мировые события
не раз напоминают об охране культурных ценностей. В жестокой форме происходят
эти напоминания. В грозе и молнии, в разрушениях и в бедствиях. Сколько
непоправимого совершается!
Договор об охране ценностей человечества выявил три группы людей. Одни в бессердечии
просто отмахнулись! Другие пустились в нелепые рассуждения, может ли Знамя
охранять ценности и не нужно ли накрасить знак и на крышах? Точно бы эти люди
не знали, что и знак Красного Креста сам по себе не может защитить, но является
напоминанием и взывает к совести человеческой. Третьи вполне поняли смысл
договора и осознали, что Знамя есть знак, есть символ общечеловеческих
сокровищ. Знак объединяет и ведет к следующим мерам. Соглашения эти так же
возможны, как международный почтовый союз, пути сообщения, Красный Крест и
прочие человеческие договоры, многолетне уже испытанные.
Мы давно указывали на идею городов-музеев, которые, лишенные всяких военных
условий, признаются неприкосновенными. Некоторые русские города уже объявлены
такими музеями. Во время наших двух международных конференций в Бельгии идея
неприкосновенности исторических городов живо и благожелательно обсуждалась.
Путеводный знак вел к дальнейшим естественным мерам.
Случилось почему-то, что Берлин и Лондон холодно отнеслись ко всем этим
суждениям. Сейчас с удивлением можно видеть, что именно эти два центра
перебрасываются разрушительными снарядами. Не знаем, что именно повреждено в
Берлине, но, вероятно, разрушения не малы. Среди скудных газетных сообщений о
Лондоне мелькают повреждения дворцов Кензингтонского и Букингемского,
Холланд-хауза, некоторых музеев и до сотни церквей, среди которых есть и
старинные. Размеры опустошений могут возрастать.
Будто бы Италия предложила Греции, что Афины не будут бомбардированы, если, в свою
очередь, и Рим не подвергнется налетам. Если это так, то ведь недалеко и до
соглашения о неприкосновенности некоторых городов. Может быть, сами события
двинут естественные меры охраны мировых сокровищ.
[1940 г.]
/Н.К. Рерих. Из литературного наследия.
М., 1974/
Н.К. Рерих