Новости http://www.gorbi.ru
В ее жизни было все: любовь и клевета, война и плен, предательство и вечно
живая надежда. Раиса Максимовна Горбачева — для многих она была женой первого
президента СССР, частью протокола официальных приемов и встреч времен
перестройки, и совсем немногие в то время знали о скрытых, порой драматических
обстоятельствах ее жизни. Именно они позволяют совсем по-иному взглянуть на эту
хрупкую, элегантную женщину, ставшую для нас одним из символов новой модели
власти, — власти, которая открыла миру другую Россию, а России — другую, не
похожую на прежнюю, жизнь.
В Международном Центре Рерихов 17 декабря 2001 года прошел торжественный вечер,
посвященный 70-летию Раисы Максимовны Горбачевой. К этому дню было приурочено
открытие выставок «Подвижники культуры» (картины Николая Константиновича
Рериха, новые поступления) и «Русь — Индия», основную часть экспозиции которой
составили работы детей — «Мы рисуем Индию».
Открывая вечер, вице-президент Международного Центра Рерихов Л.В. Шапошникова
особо подчеркнула созвучие названия выставки «Подвижники культуры» с жизненной
позицией Раисы Максимовны Горбачевой. «Раиса Максимовна и Михаил Сергеевич составляли
единое целое, — сказала она, — поэтому все, что сделано для отечественной
культуры Раисой Максимовной, в равной степени должно быть отнесено к ним
обоим». Создание советского Фонда Культуры, первой неправительственной
организации, помощь музею Андрея Рублева, музею М. Цветаевой, музею имени Н.К.
Рериха — все это и многое другое — заслуга Раисы Максимовны. Она принимала
деятельное участие в организации и первых заседаниях Советского Фонда Рерихов,
в разработке его Устава и документов, дала немало дельных советов, проявив при
этом знание мировоззренческих и философских идей Рерихов.
Неоценимую помощь оказал нашему музею и Михаил Сергеевич Горбачев, ведь именно
он выделил самолет, чтобы вывезти из Индии наследие семьи Рерихов. Юлий
Михайлович Воронцов, нынешний президент Международного Центра Рерихов, был в то
время заместителем министра иностранных дел, он тщетно добивался разрешения на
такой рейс у высокопоставленных правительственных чиновников, и только по
прямому указанию Горбачева самолет был выделен и наследие из Бангалора было
доставлено в Москву.
Приезжая в Советский Союз в 1987 и 1989 годах, Святослав Николаевич Рерих
вместе с Девикой Рани были дважды приняты четой Горбачевых. «Благословением
судьбы, — вспоминала позже Раиса Максимовна, — считаю я личное наше с Михаилом
Сергеевичем знакомство со Святославом Николаевичем Рерихом — сыном Н. Рериха,
известным современным художником, и его женой — Девикой Рани, индийской
киноактрисой, племянницей Рабиндраната Тагора. Мне памятны наши встречи с ним,
наши беседы, такие человечные, такие сокровенные: о мудрости, красоте,
духовности, добре, о "Канченджанге" — есть такая священная гора
"пяти сокровищ"... И, конечно, о судьбе.
Мы говорили с Рерихами и о создании Фонда Рериха в Москве, открытии культурного
Центра-Музея Рериха. Много говорили о Неру, он ведь когда-то был близок с
семьей Рерихов. Святослав Николаевич не раз повторял, что очень верит в Михаила
Сергеевича, что все у него, Михаила Сергеевича, получится...»
В феврале 1993 года была развернута первая экспозиция картин Н.К. Рериха в
помещениях флигеля Международного Центра Рерихов. Тогда Михаил Сергеевич
Горбачев впервые появился в наших стенах. Это не было официальным визитом
государственного деятеля высокого ранга, в музей пришел человек, заинтересованный
в происходящем, принимавший активное участие в обсуждении наших текущих и
перспективных забот и проблем. (Позже участникам вечера был показан
документальный фильм об этом памятном посещении.)
Рассказывая о выставке «Подвижники культуры», о картинах, которые за последнее
время пополнили фонды Музея, Людмила Васильевна напомнила о том, что Елена
Ивановна Рерих обратилась в 1935 году к двум близким ей людям, Кетрин Кемпбелл
и Бальтазару Боулингу, с просьбой купить выставленные в то время на аукцион картины
Н.К. Рериха для последующей организации нового музея. Она же посоветовала им
тогда не спешить с передачей картин в Нью-Йоркский музей Н.К. Рериха. И вот
сегодня часть этих картин вернулась в Международный Центр Рерихов. Людмила
Васильевна и Михаил Сергеевич перерезали ленточку у входа в выставочные залы.
Осмотрев новую экспозицию, гости перешли в зал Святослава Николаевича, где
торжественный вечер продолжился. Участники вечера поздравили М.С. Горбачева с
присуждением ему 12 декабря 2001 г. Ученым советом Сорбонны степени доктора
юридических наук.
Оценивая роль Раисы Максимовны как крупной и значительной личности нашего
времени, Л.В. Шапошникова подчеркнула, что в ее лице общество обрело смелого
человека, сломавшего неписаные средневековые традиции, бытовавшие в то время в
верхних эшелонах нашего государства. Они заключались в том, что жена президента
рядом с мужем стоять не может, а помогать ему тем более. За всем этим «бунтом»
Раисы Максимовны против номенклатурных ограничений чувствовалось борение личности,
утверждение культуры человеческих отношений, независимо от положения,
занимаемого человеком в иерархии государства. Святослав Николаевич Рерих был в
значительной мере потрясен личностью Раисы Максимовны. Он увидел в ней
высокообразованного, глубоко думающего человека, стремящегося изменить
нравственный и духовный климат общества. Понимание четой Горбачевых идей
Рерихов воодушевляло его и радовало.
Воспоминаниями о Раисе Максимовне поделился президент МЦР Ю.М. Воронцов. Он
познакомился с нею во время первой президентской поездки Михаила Сергеевича во
Францию, где Юлий Михайлович в то время был послом Советского государства.
Раиса Максимовна, по его словам, пробуждала забытое чувство гордости за нашу
страну и ее руководителя. Она производила впечатление энергичной, умной,
элегантной женщины, что, впрочем, первыми отметили сами парижане.
Во время визита в Индию Юлий Михайлович, он был тогда первым заместителем
министра иностранных дел, сопровождал советскую делегацию как человек, наиболее
хорошо знавший эту страну (до этого он пять лет был послом Советского Союза в
Индии). Во время посадки самолета в Ташкенте Горбачевы расспрашивали Юлия
Михайловича об индийских традициях и обычаях, дабы избежать возможных
протокольных недоразумений. Не обошлось и без гастрономических курьезов,
связанных с особенностями питания в Индии.
В рамках культурной программы Юлий Михайлович с женой показывали Раисе
Максимовне достопримечательности Дели, знакомили с культурой этой удивительной
страны. Возвращаясь домой, уже в самолете, Раиса Максимовна с горечью говорила
ему о том, что ее не понимают на Родине, полагая, что она должна оставаться в
тени и не может помогать мужу в государственных делах. Тогдашняя партийная
бюрократия не могла представить, что жена руководителя государства, первая леди
страны, может стать деятельным помощником мужа во многих общественных и
культурных начинаниях. Тонкий и очень чувствительный человек, Раиса Максимовна
ощущала нарастающее отчуждение в обществе, зависть, критику каждого своего
шага, каждого произнесенного слова, даже каждого нового костюма. Одним не
нравился ее голос, другим — манера держаться, третьим — то, что она никогда не
поддакивала и не подстраивалась под конъюнктурные взгляды Иванов, не помнящих
родства, которых становилось все больше в президентском окружении. «.. .Откуда
эта страсть покрыть грязью памятники истории своего же народа, стремление
представить всю 70-летнюю историю советского периода историей сплошных ошибок,
преступлений, позора?» — горестно спросит она позже. В то время требовался
сильный характер и незаурядная воля, чтобы противостоять новомодной тенденции
охаивать собственное прошлое и русскую «ментальность».
Вспоминая, как деятельно участвовала Раиса Максимовна в создании Советского
Фонда Рерихов, Юлий Михайлович убежденно сказал: «Если бы все беды, связанные с
возвратом картин, завещанных Международному Центру Рерихов и по
бюрократическому капризу удерживаемых Министерством культуры, произошли уже
тогда, — то они, эти картины, при содействии Раисы Максимовны и Михаила
Сергеевича были бы уже давно возвращены».
Мы не раз слышали, что на Западе Р.М. Горбачеву называли «тайным оружием
Кремля», давая тем самым понять, что человеческое обаяние способно приносить
вполне осязаемые политические плоды. И если на Западе она воспринималась именно
так, то дома, в своей стране, она часто становилась «оружием» самых безоружных.
Созданный Клуб ее имени помогал детским больницам, провинциальным учителям,
педагогам, работающим с трудными детьми, благодаря ее участию восстановлены
многие церкви и памятники культуры, получали поддержку библиотеки и музеи,
проходили концерты молодых талантливых музыкантов за рубежом... Непоколебимая
доброжелательность и чуткость позволяли ей с одинаковым успехом общаться как с
простыми людьми, так и с особами королевской крови. Видимо, это было одной из
главных составляющих феномена Раисы Максимовны — чувство собственного
достоинства, которое без нажима подчеркивало ее индивидуальность.
Шалва Александрович Амонашвили рассказал о встрече с Раисой Максимовной Горбачевой
в середине восьмидесятых годов, которая стала для него, по его выражению,
поистине судьбоносной. Моральная и чисто человеческая поддержка Раисы
Максимовны, вера в его талант педагога дала Шалве Александровичу приток
творческих и нравственных сил, позволила, что называется, горы сдвинуть:
создать Центр гуманной педагогики, организовать Издательский Дом, осуществить
поездки по стране с циклами лекций, пропагандируя новые методики преподавания.
Шалва Александрович особо отметил тонкость и деликатность Раисы Максимовны, ее
внешнюю простоту и внутреннее достоинство, нравственную чистоту и духовное
обаяние.
Михаил Сергеевич Горбачев поделился с участниками встречи воспоминаниями о том,
«как молоды мы были», как они познакомились с Раисой Максимовной, через какие
жизненные тяготы и беды им пришлось пройти. Поженившись, они не поставили
никого из родных в известность и лишь спустя время начали, по словам Михаила
Сергеевича, «наводить мосты и проводить дипломатию». Было все, и бедность, и
отсутствие жилья, и коммунальные тяготы, знакомые многим. После окончания
университета вплоть до сорока лет пришлось обустраивать семейную жизнь и
отстаивать свое место в жизни общественной. Первый телевизор смогли купить
только в шестьдесят седьмом году. Раиса Максимовна тогда была доцентом,
преподавала философию, занималась проблемами социологии, готовилась защищать
докторскую диссертацию. На газике, в сапогах исколесила все Ставрополье, ездила
по деревням, говорила с людьми о наиболее острых проблемах, о том, что их волнует.
Так прошла значительная часть жизни. Жизни, в которой они ни перед кем не
гнулись, ни под кого не подстраивались. Такая позиция приводила к тому, что
Михаил Сергеевич трижды всерьез подумывал о том, не перейти ли ему из политики
в науку. Были случаи, когда приходилось защищать Раису Максимовну. Так было,
когда ее хотели убрать с преподавательской работы, потому что она не была
членом партии. Став первым секретарем горкома, Михаил Сергеевич ни в чем не
изменял себе, семейным правилам. Работу по дому, походы на базар, все делили
пополам.
Самые тяжелые испытания начались в перестроечный период, когда пришлось
отстаивать право Раисы Максимовны на самостоятельность. Непонимание, как ни
странно, в большей степени исходило от женщин. Сохранились письма, где шло просто
вульгарное и грубое поношение, но все же писем с искренними и сердечными
выражениями поддержки и симпатии было гораздо больше, сотни, если не тысячи.
Сейчас, сказал Михаил Сергеевич, родилась идея проекта под названием «Жена
президента», где можно будет объективно и непредвзято рассказать обо всем, что
связано с тем периодом. Сделать это тем более необходимо, что сегодняшние СМИ
извращенно комментируют события тех лет. «Они так вдохновенно врут, что даже
сами начинают верить в это». К сожалению, Раиса Максимовна не была защищена от
потоков этой лжи; очень чувствительная, остро восприимчивая к несправедливости,
она болезненно переживала происходящее. События Фороса и все последующие
стрессы нанесли ей непоправимые нравственные и чисто психологические травмы, от
которых она уже не смогла оправиться.
В заключение Михаил Сергеевич говорил о памяти, которая связывает, казалось бы
разорванное время, связывает людей, дает силы идти вперед. Тем более, что под
ногами у нас богатейший опыт жизни, неисчерпаемые пласты мировой и российской
культуры. «Раиса Максимовна, как здесь говорили, действительно сделала много
для утверждения гуманистических идей Рерихов, и мне вспоминаются в связи с этим
слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: "Я не приемлю
прогресс, который отвергает Восток". Разумеется, "Восток" здесь
понимается как уникальное духовное и культурное богатство. Между культурами не
должно быть соперничества, они призваны вести диалог, взаимообогащая друг
друга. В этом большая заслуга семьи Рерихов, которые сблизили индийский и
русский народ, обогатив тем самым мировую сокровищницу культуры».
Вечер закончился концертом молодых исполнителей Фонда Владимира Спивакова,
подтвердившим, что не оскудела наша земля талантами и теми, кто бескорыстно их
поддерживает и пестует.
Кто-то из участников этой памятной встречи, которая получилась по-домашнему
теплой и сердечной, вспомнил слова русского актера и режиссера Олега
Николаевича Ефремова: «Мы в те годы боролись за свободу культуры, сегодня мы
должны бороться за культуру свободы».
«Смысл нашего существования — культура» — так названа одна из глав книги
«Раиса», вышедшей в 2000 году.
Сравнивая время перестройки и наше так называемое постперестроечное время,
невольно задумываешься о том, что сегодня невидимый центр происходящего
каким-то непостижимым образом переместился из пространства, где человек
испытывался на хорошее, в сферы, где он стал объектом провокационных
проверок на плохое.
Именно этим — испытанием на лучшее, что есть в каждом из нас, — отличалась
эпоха Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых. Те годы явно и неявно
преображали человека, приводили в действие его внутренний потенциал, рождали
потребность расширения пространства той самой культуры, на широком
энергетическом поле которой рождаются новые формы общественных и
государственных отношений.
И есть все основания полагать, что общество ощутило, впитало и запомнило вкус
того времени, дух той эпохи, ее мощный очистительный импульс, как запомнило оно
хрупкую женщину, ставшую одним из символов этой эпохи, — Раису Максимовну
Горбачеву, с ее милым лицом и тихим голосом, с ее удивительной стойкостью и
преданностью делу, которое она считала для себя главным. Такие женщины изменяют
нашу серую повседневную жизнь и дают надежду на свободу осмысленную и
человеческую.
Б.Р. Корженъянц