"Молодежь
Эстонии" | 06.08.04
Лето.
Теплый солнечный день. Наш автомобиль вовсю мчался проселочной дорогой по Волосовскому
району Ленинградской области, расположенному на Ижорской возвышенности на
северо-западе в двадцати километрах от границы Эстонии. Много на территории
Волосовского района памятников истории и культуры. В Большом Сабске установлен
обелиск в честь погибших курсантов и офицеров ленинградских военных училищ,
защищавших Лужский рубеж. Большую скорбь вызывает трагедия, произошедшая в 1943
году в деревне Большое Заречье, которая была полностью сожжена фашистами.
Особая гордость района — почтовая станция в деревне Чирковицы, Церковь Петра и
Павла в деревне Клопицы, усадьба барона П.Н.Врангеля в деревне Торосово, бывшая
усадьба и Преображенская церковь в деревне Раскулицы и, конечно же,
музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре, куда и лежал наш путь.
Прибыв
в поселок Извара, мы сразу обратили внимание на большую группу людей около
очень красивой старинной русской усадьбы. Окружали усадьбу старинный парк,
несколько хозяйственных построек и безумно красивые незамерзающие родниковые
озера — исток реки Изварки. Не было никаких сомнений, что это и есть
музей-усадьба Н.К.Рериха. Двери усадьбы оказались закрытыми. Мы постучали... На
пороге появилась женщина средних лет, приветливая, с открытой дружелюбной
улыбкой — работник музея — и предложила войти...
В
настоящее время для посетителей открыты восемь залов. Нам предстояло
ознакомиться с материалами, относящимися к русскому периоду творчества
художника, окунуться в атмосферу усадьбы конца XIX века. Интерьеры гостиной и
столовой восстановлены по документам и фотографиям начала ХХ века, по
воспоминаниям самого Н.К.Рериха. Особое впечатление произвели громоздкий
обеденный стол, с не менее громоздкими стульями; сервант, заполненный старинной
посудой и коробочками; черный рояль и резной, обтянутый зеленым бархатом диван.
В
одной из комнат первого этажа размещалась постоянно действующая выставка икон.
В 1903-1904 годах Николай Константинович посетил около 40 древнейших городов
России, где изучал иконопись, храмовое зодчество и фрески Древней Руси. Очень
интересной оказалась выставка, посвященная жене Рериха Елене Ивановне Рерих. Но
с главными событиями в жизни Н.К.Рериха нас ознакомила выставка, посвященная
120-летию со дня его рождения. Документы и фотографии наряду с прекрасными
копиями гималайских пейзажей, выполненными учеником Николая Константиновича
Б.А.Смирновым-Русецким, а также подлинными вещами Н.К. и Е.И.Рерих рассказывают
о разных этапах жизни и творчества семьи Рерихов, о знаменитой Трансгималайской
экспедиции и индийском периоде творчества.
На
второй этаж вела деревянная лестница. Здесь, в комнате, выходящей окнами в
парк, работал юный художник. В ней он писал первые этюды, стихи, очерки о
природе и истории Извары, перебирал трофеи «археологической охоты». В музейных
витринах находятся древности из курганов. Представлены этюд Н.К.Рериха
«Папоротники» (1890-е гг.), эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» (1896),
подлинные документы и фотографии Н.К.Рериха. Представлены экспонаты,
рассказывающие об археологической деятельности Рериха, о его работе на посту
директора Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств и о его
участии в создании храма Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкино.
В комнате художника размещалась мемориальная мебель из квартиры Рерихов в
Санкт-Петербурге.
Но,
как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому те, кто
лучше хочет понять истоки творчества Н.К.Рериха — художника, ученого,
мыслителя, должны приехать в Извару, с которой связаны 26 лет его жизни. В
Изваре он изучал природу северного края, увлекся археологией, любовался
волшебным изварским небом с его сказочными облаками и закатами.
Усадьба
Извара возникла в начале XVIII века и принадлежала известным дворянским родам:
Шереметевым, Трубецким, Салтыковым, Елагиным, Веймарнам и другим. Отцу художника,
Константину Федоровичу Рериху, Извара принадлежала с 1872 по 1900 год. В начале
XX века имение было выкуплено Министерством юстиции для размещения
Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии. Решение о создании в
Изваре музея было принято правительством СССР в 1973 году. После проведения
реставрационных работ в 1984 году в двух комнатах мезонина была открыта
экспозиция «Н.К.Рерих в Изваре». В настоящее время музею принадлежит все здание
господского дома, 9 усадебных построек и территория усадьбы 59 га.
Самой
разнообразной творческой работой было насыщено пребывание Н.Рериха в Изваре с
ранних лет. Здесь началось его знакомство с родной историей: «В нашей изварской
библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть земля русская»,
— писал Рерих. Знакомство с историей дополнялось многочисленными преданиями,
которыми была насыщена земля Извары. Памятники глубокой древности пробуждали у
пытливого мальчика интерес к археологии, к истории культуры. В Изваре написано
достаточно много картин Рериха. Среди них «Сходятся старцы», «Как перевелись
богатыри на Руси», «Гонец» и так далее.
За
несколько месяцев до ухода из жизни Рерих вспоминает Извару в далекой Индии в
письме к И.Э.Грабарю: «Не слыхал ли ты об одном любопытном обстоятельстве. Верстах
в десяти от нашего бывшего поместья Извара было имение Яблоницы – в нем при
Екатерине жил индусский раджа. Говоривший мне сказал, что сам видел остатки
могольского парка. Покойный Тагор очень заинтересовался этим и даже просил, нет
ли каких-нибудь местных воспоминаний… Иногда ищем далеко, а оно совсем близко…
Ну да все найдется!»
В
музее-усадьбе Н.К.Рериха мне посчастливилось приобрести очень интересную книгу,
а именно сборник статей, посвященный русско-эстонским культурным связям. Одна
из таких статей В.А.Жилкина, посвященная Рериху, рассказывает о его связях с
Эстонией. Вот самые интересные, на мой взгляд, факты.
В
«Листах дневника», автобиографической книге Н.К.Рериха, одна из глав называется
«Звучание народов». В этой главе представлены страны, прикосновение к которым у
Рериха было наиболее сильным: Россия, Индия, Монголия, Литва, Латвия, Украина и
Эстония. Семь народов, семь стран и среди них — Эстония. И это не случайно: с
Эстонией Рерих был связан жизненно и творчески с ранних детских лет и до конца
своих земных дней. Первая половина жизни Рериха связана с Прибалтикой и
Эстонией очень прочно разными прямыми связями, творческие же связи не
прекращались никогда. Прекрасным подтверждением тому является очерк «Эстония»,
написанный в 1937 году.
Николаю
Рериху было 5 лет, когда он совершил первое в жизни большое путешествие: из
Извары через Ивангород, Нарву, Ревель (Таллинн) в Гапсаль (Хаапсалу). Очень уж
запомнилось первое путешествие пятилетнему мальчику: «Рутте, рутте» — это было
первое эстонское слово, выученное нами, когда мы ехали в большой старинной
карете четверкою в Гапсаль. Эта поездка запомнилась. Ведь она была первым
выездом из нашего поместья Извара, а в пятилетнем возрасте все впечатления
особенно четко запоминаются. Мелькнули серые стены Нарвы, очень понравился
старый Ревель с башнями и островерхой киркою. Было необычно ехать по песчаным
дюнам и мелкому плитняку до Гапсаля».
Многократное
пребывание Рериха в Эстонии и дальнейшее знакомство с ее народом и самобытной
культурой нашли отражение в его картинах, письмах, статьях.
В
1910 году Рерих снова в Хаапсалу. Это был очень плодотворный в художественном
отношении приезд. Вот что пишет об этом Рерих: «Второй приезд в Гапсаль — через
много лет — был уже в 1910 году. Там же были написаны несколько картин. «За
морями земли великие» — эта картина была впечатлением побережья. Северянка,
навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной
стране, которая живет в сердце человеческом. Тогда же был написан эскиз к «Пути
Великанов». Там же оформлялся «Варяжский мотив», а дума о ревельских башнях
послужила для картины «Старый король». В то же время подготавливались и эскизы
для храма в Талашкине, имении княгини М.К.Тенишевой. «Царица Небесная на берегу
Реки Жизни» была закончена именно в Гапсале». Все это говорит о том, что в
маленькой Эстонии происходило открытие Рерихом большого мира. Во всей живописи
Рериха эстонский народ воспет как одна из прекрасных ветвей единого Мирового
Древа человечества.
Рерих
в своем творчестве постоянно обращался к дорогим его сердцу краям — к России и
Эстонии, и никогда не порывалась с этими краями человеческая связь. Так, в
Лондоне в 1919 году написана картина «Белая дама» по мотивам хаапсалуской
легенды, врезавшейся в память маленького Николая еще со времен первого приезда
в Гапсаль. Также в Англии Рерих пишет эскизы декораций для постановок русских
опер в театре «Ковент-гарден», в том числе к сказочной опере Римского-Корсакова
«Царь Салтан», объединяя Россию и Эстонию в некое единое сказочное
пространство. Таллинн богат своими названиями. Древние русские названия
Таллинна — Колывань и Леденец — в русских летописях и былинах. И в эскизах
декораций Рериха.
Интересно,
что Николай Константинович Рерих был связан с Эстонией и родственно: его
двоюродная сестра Мария Александровна Рерих была замужем за известным
ученым-ботаником и географом, членом-корреспондентом Петербургской Академии
наук Николаем Ивановичем Кузнецовым, который с 1895 по 1915 год был профессором
Тартуского университета. К идеям Рериха были причастны президент первой
Эстонской Республики Константин Пятс и его родственное окружение. Когда в Риге
в 1939 году вышла большая монография о Рерихе, Николай Константинович был рад
узнать, что эту монографию получили Константин Пятс и его сын. Когда в Эстонии
образовался постоянный комитет пакта Рериха (24 ноября 1937 года), активное
участие в работе комитета принимал президент Эстонского фонда культуры и
искусства, брат Константина Пятса, Вольдемар Пятс.
Складывается
мнение, что все, что связывало Н.К.Рериха с Эстонией, не случайно, а
закономерно.
Ульяна ФАЛЕВА