№1 январь 2003 г.

Культура есть почитание Света.  Н.К.Рерих

СОДРУЖЕСТВО ЮГА РОССИИ

 

4

Информационный орган Донского культурно-просветительского Центра

 

СЕРДЦЕ УМНЕЕ

 

Из вступительной речи Ш. Амонашвили на Первых Международных педагогических чтениях,

проведенных в 2002 г., в г. Москве Международным центром гуманной педагогики при МЦР

и Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха

 

Вряд ли кто сейчас сомневается в том, что беды нашего образования и сложности его обновления связаны не столько с материальными аспектами, сколько с бездуховностью и авторитаризмом, кото­рые насаждались десятилетиями и столетиями.

Многие из нас поняли, что модернизировать об­разование невозможно только введением новых учебных предметов, насыщением учебных про­грамм и учебников дополнительными знаниями, ос­нащением школ компьютерами, обеспечением их Интернетом и увеличением сроков обучения.

Плоды нынешней цивилизации, как бы они ни удивляли нас, не являются гарантом одухотворения школы и образовательного мира в целом. Конечно, все это не будет излишним. Но одухотворение шко­лы возможно лишь духом.

Все реформы образования, которые только предпринимались государствами в разное время, редко доводились до конца и завершались успеха­ми. Это происходило потому, что затрагивались только внешние стороны, не касаясь основы. А ос­новой всякого качества понятия «школа» является ее творец - учитель. Учитель реформирует школу, он же, к сожалению, и деформирует ее.

Педагогическое мышление сейчас сковано ма­териалистической трехмерностью, отсюда и автори­тарная педагогическая практика, которая так губит образовательный мир. Сказано: «Трехмерность есть основа демона». Освободить наше сознание от этих оков, расширить его принятием четвертого, са­мого возвышенного, чудесного измерения, которое называется духовностью, которое называется ве­рою в Творца и которое есть задача эпохи, в кото-

рую мы вступаем и которую строим сами. Это - эпо­ха Сердца и духовности.

Духовность не абстрактна, а гуманная педагоги­ка - не фантазия. Вся педагогическая классика от Квинтилиана до Сухомлинского и стала классикой, что она опирается на измерение Вечности - Духов­ности, через которую осознается материальный мир. И в каких бы прошлых столетиях и тысячеле­тиях не создавалось то или иное классическое пе­дагогическое учение, оно несет новую педагогику, новое педагогическое мышление, раскрывает путь расширения нашего педагогического сознания.

Сейчас нам нужен космический взгляд на ребен­ка, на его личностное предназначение. Нам нужен космический взгляд на предназначение учителя.

Истинный учитель - это соработник Творца; ис­тинный учитель - творец земной и космической эво­люции. Принятие этих постулатов расширит наше педагогическое сознание, которое будет источником педагогического творчества. Именно в этих постула­тах кроется суть духовности.

Наш оптимизм и устремленность питают твор­ческий, вдохновенный труд многих тысяч учителей, которые становятся душою и убежищем для многих молодых людей.

И если мы умножим ряды таких учителей, то это будет бесценным вкладом в обновление образова­ния в столь тяжелое, но героическое время.

Нам нужно по крупицам собирать плоды всех наших творческих мук и стараний, чтобы в даль­нейшем приумножить и распространить их в обра­зовательных пространствах, творцом которых будет являться каждый из нас.

 

В апреле в Международном Центре Рерихов прошла презентация книги Ш. Амонашви­ли «Педагогическая симфония». Она будет интересна не только профессиональным педа­гогам, психологам, студентам и родителям, но и всем, кому небезразлично наше будущее. Приводим текст «Клятвы Учителя» из этой книги.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Hosted by uCoz