|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
«КАК МЫ ВХОДИЛИ В МИР ПО ИМЕНИ АМОНАШВИЛИ...» Его подарила нам благословенная земля Грузии, но он сумел стать и сыном России, и сыном Вселенной. Он - Учитель, Человек, который, будучи уже доктором наук, профессором, решился прийти к шестилеткам в школу и сказать им тихо-тихо: "Здравствуйте, дети!", а прозвучало так громко, так волнующе и проникновенно, что потянулись к нему учителя со всей России, со всего тогда ещё могучего Советского Союза. В вихре бурных перемен, происходящих сегодня в стране, как-то потерялось великое слово -Учитель, как будто будущее России не в его терпеливых и добрых руках. Ощущение такое, что наши политики не учились в школе или они учились не в той школе, где учат добру и уважению, патриотизму и достоинству, потому что по сей день актуальны слова русского философа В.В. Розанова: "Каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает. Идея в устроении её так точно отвечает главному в нас, что каковы мы - так учим и воспитываем детей. Школа - это, скорее всего, симптом, показатель нашего внутреннего "Я". Это - пульс, который бьётся тревожно..." Тем приятнее и радостнее было на сердце, когда в светлое солнечное утро начала июня учительские ручейки заметно стекались к зданию Московского городского Дома учителя, в котором начинал работу авторский семинар Почётного академика РАО, профессора Ш.А. Амонашвили. Какой же удивительный народ наши учителя! Конечно, не в силах скрыть приветливая улыбка накопившуюся за год усталость, нелегко принять сегодняшнему учителю, живущему в столь сложных условиях происходящих перемен, великую мудрость и мудрую простоту, которую несёт в себе учение Амонашвили, постичь разумом основные постулаты его философии, но так легко открывалось сердце педагогике великой любви: "Ребёнок есть Явление в нашей жизни, он является как бы на зов людей и несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить. Это его служение, его Миссия обращены на благо людей - на близких и родных, на знакомых и незнакомых, на нынешнее и будущие поколения, на планетарную эволюцию. Ребёнок владеет неограниченной энергией Духа, которая питает все его высшие устремления". Не просто постичь умом и сердцем такое откровение, но так велика была устремлённость к свету и радости, которые нёс учителю как дар Амонашвили. "...Для меня разговор с Ш.А. Амонашвили -философия Великой любви! Это педагогика души и сердца. Чем раньше эти идеи начнут претворяться в жизнь, тем больше ребячьих душ можно уберечь..." -пишет в своей анкете одна из участниц семинара. (Далее приведены отрывки из анкет учителей г. Москвы, а также учителей Санкт-Петербурга, Симферополя, Нижневартовска, творческое вдохновение которых позволило написать эти строки). "Ваш педагогический семинар начался для меня не сейчас, а пятнадцать лет тому назад, когда я прочитала Вашу книгу "Здравствуйте, дети!" День первый: "Наша душа небесного происхождения". Такое допущение трудно принять сразу, без подготовки, и это вызвало непонимание, даже отчуждение со стороны некоторых учителей. Некоторые из них знакомы с книгой Г.К. Селевко "Современные педагогические технологии", где автор, на наш взгляд, излишне поспешно отнёс философско-педагогическое учение академика Ш.А. Амонашвили к рядовой педагогической технологии, "уложив" все идеи и концептуальные основания учёного в одну страничку, классифицировав их при этом как религиозные. Убедительным ответом автору книги могут послужить такие откровения учителей: "...Если кто-то принимает учение Ш.А. Амонашвили как религиозное, он слишком сужает его высочайшую сущность. Да, возможно оно религиозно, но в самом широком смысле - оно общечеловечно! Это -духовная вершина. Это педагогическая религия духа!" "...Если прилагательное "религиозный" означает стремление к совершенствованию, восхождению духа, утверждению любви, то назовите это учение религиозным..." "...В гуманной педагогике привлекает более всего "движение вперёд", открытие новых горизонтов, понимание того, что так называемая религиозность Вашего учения выше общепринятого толкования, это новое понимание совершенствования человека, это философия великой любви". "...Я возьму с собой у этого семинара много, сколько смогу: новые мысли, утверждение моего духа, новое понимание своего места и назначения во Вселенной. Учение Ш.А. нельзя назвать религией. Религии бывают разные, и они разъединяют, а учение Амонашвили объединяет как бы их все, оно связывает все науки и религии. Его учение для меня выше". Важно, чтобы учитель сумел поверить в Ребёнка так, как поверил в него Шалва Александрович. Да и чем, кроме веры, великой, и побеждающей педагогической веры, можно объяснить один из самых потрясающих моментов его учительской биографии, о котором он поведал в трилогии «Педагогическая симфония»". Это история мальчика, который заведомо был отнесён к детям нелёгкой судьбы, так как неумолимый диагноз как приговор не позволял ему жить и учиться в простой школе. Настойчивое мужество родителей и доброе сердце учителя помогли ребёнку избежать учёбы в спецшколе. Если мы говорим и верим, что доброта может победить всё, то сегодня уже трудно передать пережитое: как Шалва Александрович «очеловечивал» среду, встречаясь без устали с родителями других учеников, с соседями, старшеклассниками, как терпеливо и без устали выводил к свету своего ученика, как великая вера в Ребёнка привела к поразительным и невероятным результатам: мальчик по имени Бондо закончил успешно школу, а теперь уже и закончил с красным дипломом университет. Много удивительных встреч подарила этому человеку судьба. Немало преданных друзей нашёл он в своих поисках истины. Ш.А. Амонашвили может многое рассказать о А.В. Запорожце, Л.В. Занкове, Д.Б. Эльконине, А.А. Леонтьеве, М. Мамардашвили и других встречах, оставивших тёплый след в его душе. Заметное место среди них занимает встреча с известным американским психологом Карлом Роджерсом, который приехал со своими учениками в Тбилиси, чтобы посетить уникальный центр образования, созданный Амонашвили. Этот центр объединил в органичное целое школу, институт, детский сад, приют и исследовательские лаборатории. Удивителен жизненный путь педагога-учёного, мужественно несёт он свою Миссию, служа человеку, много открытий и удивительных находок подарил он людям, которые давали творческий импульс его исследованиям, согревали его сердце. ( Около сорока учеников Амонашвили защитили диссертации под его руководством.) Анкеты, беседы, творческие дискуссии показали, что не сразу открывались сердцу учителя казалось бы, простые истины: "Ребёнок есть Явление в нашей земной жизни, что он несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить, что он как существо космическое вынашивает в себе могущество и безграничность микромира, владея неограниченной энергией Духа...» Непросто принять такие откровения, не готов учитель, закончивший вуз лет десять-двадцать назад принять безоговорочно такие суждения, но большое сердце учителя России, на плечи которого во все времена падала самая тяжелая доля - сберечь и сохранить всё лучшее, наше будущее, такой учитель сердцем чувствует правду и силу гуманной педагогики. "...Мои знания о гуманно-личностной системе Амонашвили были весьма поверхностны, возможно, потому что я - учитель английского языка (Белова О.Ю.), но отзывы и мнения были разноречивы. В первую встречу Ш.А. удивил меня страстностью своих призывов. Я не могла понять: почему он пытается доказать нам очевидное? Ребёнок нуждается в нашей любви - очевидно. Ребёнок индивидуальность - не подлежит сомнению. Почему надо об этом говорить? Вижу лица сидящих в зале людей и постепенно начинаю понимать великую животворящую силу его учения. "Возлюби ребёнка, - призывал В.А. Сухомлинский. Возлюби его сильнее самого себя. Уверуй, что ребёнок чище, лучше, честнее". "Учитесь любить детей" -взывает к аудитории Ш.А. Амонашвили. Но разве мы не любим детей? "Не ставьте детям отметок", - просит со сцены Амонашвили. "Как не ставить? - слышу шепот - Они совсем от рук отобьются". Когда Ш.А. говорит, что дети должны радоваться самому процессу обучения, что надо дать детям свободу, вспоминаю слова знакомого учителя: "К чему приводит эта свобода? Говорят, что в школе, где он работает, окна разбиты. "Мы посчитали как всегда разбитые окна. А мимо разбитых душ мы проходим, их не заметив!" "...Считала себя демократичным учителем, а в ходе семинара поняла, что я - авторитарный учитель. Пришло новое осознание ответственности, возложенной на меня профессией за судьбы детей. Хочу идти по пути гуманной педагогики, но не уверена, что хватит моих сил на борьбу с формализмом и собственной леностью души. Понимаю, что это более трудный путь, чем тот, традиционный, по которому мы идём сейчас". А Шалва Александрович вновь и вновь говорит со сцены, что гуманная педагогика -это творческое терпение, что гуманно-педагогическое мышление не есть абстракт, оно не есть открытие современной науки и практики, что оно как вечная истина и как стержень всякого педагогического учения таит в себе возможности для постоянного обновления жизни школы, зажигая искры для новых и новых педагогических систем. И продолжают открываться сердца учителей навстречу гуманной педагогике: "...Для меня наиболее личностно значимо понимание того, как из маленького ученика вырастить добрую большую личность. Хочу работать по системе Амонашвили, но немного страшно». "...Спасибо Ш.А., что развернул меня на 180 градусов и дал возможность оценить свою работу, открыть её истинный смысл". «...Не ожидала, что можно вести уроки таким образом. Не верила, что можно давать знания без принуждения...» - продолжают делиться впечатлениями участники дискуссии. Долго думали: в чём же секрет Амонашвили? С одной стороны выступает перед аудиторией большой учёный, известный профессор, академик РАО, раскрывающий основы развития личности, характеризует функции, отмечает особенности... И вдруг поворачивается лицом к "классу" (на сцене сидит класс", состоящий из учителей-участников семинара) и все свои научные постулаты раскрывает на практике, ясно, образно и понятно очерчивает и методические и педагогические черты очередного урока. Таким образом, соединяются наука и практика, помогая учителю принять новое для себя знание легко и органично: "Спасибо за обновление моего ума и сердца, за вдохновение и помощь (И.В. Винская). Спасибо, что помогли мне найти новые силы, чтобы снова утверждать в сердцах детей любовь. Обучаясь в институте педагогическим премудростям, я постепенно стала чувствовать себя узником высокой и тесной камеры: одна стена -методика, вторая - педагогика, третья - психология, четвёртая - воспитание. Я металась среди этих стен, в них не было дверей... И вот в эту темницу проник ручеёк живой воды, и человек протянул мне руку помощи вместе со всеми классиками гуманной педагогики... Теперь это уже полноводная река, которую не перекрыть никакой плотиной, люди стали понимать, что для человеческой природы гораздо естественнее любить и прощать, а не давить и унижать..." Шалва Александрович помогает учителям - участникам всех его встреч, семинаров, Мастер-классов - заглянуть в глубинные пласты педагогических философских психологических проблем, открыть блеск педагогического мастерства и педагогического искусства, позволяющих трепетно прикоснуться к душе Ребёнка. Перед слушателями в доступной и яркой форме, постоянно подтверждаемой фрагментами школьной практики, раскрывается глубокая, духовная суть понятий: «Школа», «Образование», «Воспитание», «Учитель», «Ученик», «Урок»... Только по перечню тем его педагогической партитуры можно судить о том, на что сегодня должны ориентироваться учителя. Содержание таких встреч раскрывается в таких темах как: «Мы все родом из Детства», «... но он уже живёт», «Мощь и познание», «Братья мои, не все будьте учителями», «Идёт поиск. Постоянное обращение в ходе семинара к истокам гуманной педагогики помогает осмыслить по-новому свой опыт и двигаться вперёд... «К сожалению, мало обращалась к истокам, работам классиков - теперь буду навёрстывать». (Спасибо Д.Д. Зуеву.) «Тяжело вырвать себя из житейской суеты для осмысления трудов классиков. Открывая страницы удивительных томов «Антологии гуманной педагогики», мы осознаём, что знали совсем другую педагогику...». Большое впечатление на учителей начальной школы производят всегда встречи с профессором Валерией Гивиевной Ниорадзе по проблеме «выращивания письменноречевой деятельности». Уроки В.Г. Ниорадзе наглядно показывают, как много времени мы теряем, ориентируя детей главным образом на развитие устной речи и выработку графического навыка, в то время как письменная речь -это «алгебра речи» (Л.С. Выготский) - остаётся за бортом. Основы письменной речи, закладываемые, начиная с до букварного периода, дают свои первые всходы уже к концу первого класса и расцветают пышным цветом во вторых - третьих классах. Умение ребёнка в письменной форме выражать свои мысли, чувства, переживания постепенно становятся средством самопознания, самовыражения, самовоспитания. «Я открыла для себя в ходе этого семинара удивительную силу слова "Учитель!" (при общем обезличивании педагогов в целом). «...Я не работаю в начальной школе, но убеждена, что все дети одинаково нуждаются в гуманном и добром отношении. Находясь в этом зале, проникаешься совершенно особым ощущением: будто прикоснулся к роднику с живой водой, и никак не можешь из него напиться, так желанна эта влага". «Мы счастливы тем, что именно нам выпала честь быть слушателями и участниками замечательного семинара. Большое счастье для нас видеть, слышать и говорить с Вами, величайшим Учителем современности. Слушая Вас, мы не только получили теоретическое философское обоснование той гуманной педагогики, к которой мы шли интуитивно, но и открыли для себя массу умных, тонких и очень нужных методических советов, педагогических приёмов. Верьте - за Вами много нас, учителей с такими же пылающими любовью к детям сердцами и верой в великую одухотворяющую силу гуманной педагогики. Побольше бы школ Амонашвили!» Вот так сила духа одного Учителя разбудила великую силу другого на пути к восхождению, к духовности, навстречу Любви! В.Г. Александрова, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|