№1 январь 2003 г.

Культура есть почитание Света.  Н.К.Рерих

СОДРУЖЕСТВО ЮГА РОССИИ

 

5-7

Информационный орган Донского культурно-просветительского Центра

 

«КАК МЫ ВХОДИЛИ В МИР ПО ИМЕНИ АМОНАШВИЛИ...»

 

Его подарила нам благосло­венная земля Грузии, но он сумел стать и сыном России, и сыном Вселенной. Он - Учитель, Чело­век, который, будучи уже докто­ром наук, профессором, решился прийти к шестилеткам в школу и сказать им тихо-тихо: "Здравст­вуйте, дети!", а прозвучало так громко, так волнующе и проник­новенно, что потянулись к нему учителя со всей России, со всего тогда ещё могучего Советского Союза.

В вихре бурных перемен, про­исходящих сегодня в стране, как-то потерялось великое слово -Учитель, как будто будущее России не в его терпеливых и до­брых руках. Ощущение такое, что наши политики не учились в шко­ле или они учились не в той шко­ле, где учат добру и уважению, патриотизму и достоинству, по­тому что по сей день актуальны слова русского философа В.В. Розанова: "Каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает. Идея в устрое­нии её так точно отвечает глав­ному в нас, что каковы мы - так учим и воспитываем детей. Шко­ла - это, скорее всего, симптом, показатель нашего внутреннего "Я". Это - пульс, который бьёт­ся тревожно..."

Тем приятнее и радостнее было на сердце, когда в светлое солнечное утро начала июня учи­тельские ручейки заметно стека­лись к зданию Московского го­родского Дома учителя, в котором начинал работу авторский семи­нар Почётного академика РАО, профессора Ш.А. Амонашвили. Какой же удивительный народ наши учителя! Конечно, не в си­лах скрыть приветливая улыбка накопившуюся за год усталость, нелегко принять сегодняшнему учителю, живущему в столь сложных условиях происходящих перемен, великую мудрость и мудрую простоту, которую несёт в себе учение Амонашвили, по­стичь разумом основные посту­латы его философии, но так легко открывалось сердце педагогике великой любви: "Ребёнок есть Явление в нашей жизни, он явля­ется как бы на зов людей и несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить.

Это его служе­ние, его Миссия обращены на благо людей - на близких и род­ных, на знакомых и незнакомых, на нынешнее и будущие поколе­ния, на планетарную эволюцию. Ребёнок владеет неограниченной энергией Духа, которая питает все его высшие устремления". Не просто постичь умом и сердцем такое откровение, но так велика была устремлённость к свету и радости, которые нёс учителю как дар Амонашвили. "...Для меня разговор с Ш.А. Амонашвили -философия Великой любви! Это педагогика души и сердца. Чем раньше эти идеи начнут претво­ряться в жизнь, тем больше ре­бячьих душ можно уберечь..." -пишет в своей анкете одна из участниц семинара. (Далее при­ведены отрывки из анкет учите­лей г. Москвы, а также учителей Санкт-Петербурга, Симферополя, Нижневартовска,           творческое вдохновение которых позволило написать эти строки). "Ваш педа­гогический семинар начался для меня не сейчас, а пятнадцать лет тому назад, когда я прочитала Вашу книгу "Здравствуйте, дети!"

День первый: "Наша душа не­бесного происхождения". Такое допущение трудно принять сразу, без подготовки, и это вызвало непонимание, даже отчуждение со стороны некоторых учителей. Некоторые из них знакомы с кни­гой Г.К. Селевко "Современные педагогические технологии", где автор, на наш взгляд, излишне поспешно отнёс философско-педагогическое учение академи­ка Ш.А. Амонашвили к рядовой педагогической технологии, "уло­жив" все идеи и концептуальные основания учёного в одну стра­ничку, классифицировав их при этом как религиозные. Убеди­тельным ответом автору книги могут послужить такие открове­ния учителей: "...Если кто-то принимает учение Ш.А. Амона­швили как религиозное, он слиш­ком сужает его высочайшую сущ­ность. Да, возможно оно религи­озно, но в самом широком смыс­ле - оно общечеловечно! Это -духовная вершина. Это педагоги­ческая религия духа!"

"...Если прилагательное "ре­лигиозный" означает стремление к совершенствованию, восхожде­нию духа, утверждению любви, то назовите это учение религиоз­ным..."

"...В гуманной педагогике привлекает более всего "движе­ние вперёд", открытие новых го­ризонтов, понимание того, что так называемая религиозность Ваше­го учения выше общепринятого толкования, это новое понимание совершенствования человека, это философия великой любви".

"...Я возьму с собой у этого семинара много, сколько смогу: новые мысли, утверждение моего духа, новое понимание своего места и назначения во Вселен­ной. Учение Ш.А. нельзя назвать религией. Религии бывают раз­ные, и они разъединяют, а учение Амонашвили объединяет как бы их все, оно связывает все науки и религии. Его учение для меня выше".

Важно, чтобы учитель сумел поверить в Ребёнка так, как пове­рил в него Шалва Александрович. Да и чем, кроме веры, великой, и побеждающей педагогической веры, можно объяснить один из самых потрясающих моментов его учительской биографии, о котором он поведал в трилогии «Педагогическая симфония»". Это история мальчика, который заведомо был отнесён к детям нелёгкой судьбы, так как неумо­лимый диагноз как приговор не позволял ему жить и учиться в простой школе. Настойчивое му­жество родителей и доброе серд­це учителя помогли ребёнку из­бежать учёбы в спецшколе. Если мы говорим и верим, что доброта может победить всё, то сегодня уже трудно передать пережитое: как Шалва Александрович «оче­ловечивал» среду, встречаясь без устали с родителями других учеников, с соседями, старше­классниками, как терпеливо и без устали выводил к свету своего ученика, как великая вера в Ре­бёнка привела к поразительным и невероятным результатам: маль­чик по имени Бондо закончил ус­пешно школу, а теперь уже и за­кончил с красным дипломом уни­верситет.

Много удивительных встреч подарила этому человеку судьба.

Немало преданных друзей нашёл он в своих поисках истины. Ш.А. Амонашвили может многое рас­сказать о А.В. Запорожце, Л.В. Занкове, Д.Б. Эльконине, А.А. Леонтьеве, М. Мамардашвили и других встречах, оставивших тёп­лый след в его душе. Заметное место среди них занимает встре­ча с известным американским психологом Карлом Роджерсом, который приехал со своими уче­никами в Тбилиси, чтобы посе­тить уникальный центр образова­ния, созданный Амонашвили. Этот центр объединил в орга­ничное целое школу, институт, детский сад, приют и исследова­тельские лаборатории. Удивите­лен жизненный путь педагога-учёного, мужественно несёт он свою Миссию, служа человеку, много открытий и удивительных находок подарил он людям, кото­рые давали творческий импульс его исследованиям, согревали его сердце. ( Около сорока учени­ков Амонашвили защитили дис­сертации под его руководством.)

Анкеты, беседы, творческие дискуссии показали, что не сразу открывались сердцу учителя ка­залось бы, простые истины: "Ре­бёнок есть Явление в нашей зем­ной жизни, что он несёт в себе свою жизненную задачу, жизнен­ную Миссию, которой он должен служить, что он как существо космическое вынашивает в себе могущество и безграничность микромира, владея неограничен­ной энергией Духа...» Непросто принять такие откровения, не го­тов учитель, закончивший вуз лет десять-двадцать назад принять безоговорочно такие суждения, но большое сердце учителя Рос­сии, на плечи которого во все времена падала самая тяжелая доля - сберечь и сохранить всё лучшее, наше будущее, такой учитель сердцем чувствует прав­ду и силу гуманной педагогики.

"...Мои знания о гуманно-личностной системе Амонашвили были весьма поверхностны, воз­можно, потому что я - учитель английского языка (Белова О.Ю.), но отзывы и мнения были разно­речивы. В первую встречу Ш.А. удивил меня страстностью своих призывов. Я не могла понять: по­чему он пытается доказать нам очевидное? Ребёнок нуждается в нашей любви - очевидно. Ребё­нок индивидуальность - не подлежит сомнению. Почему на­до об этом говорить? Вижу лица сидящих в зале людей и посте­пенно начинаю понимать великую животворящую силу его учения. "Возлюби ребёнка, - призывал В.А. Сухомлинский. Возлюби его сильнее самого себя. Уверуй, что ребёнок чище, лучше, чест­нее". "Учитесь любить детей" -взывает к аудитории Ш.А. Амо­нашвили. Но разве мы не любим детей? "Не ставьте детям отме­ток", - просит со сцены Амона­швили. "Как не ставить? - слышу шепот - Они совсем от рук ото­бьются". Когда Ш.А. говорит, что дети должны радоваться самому процессу обучения, что надо дать детям свободу, вспоминаю слова знакомого учителя: "К чему при­водит эта свобода? Говорят, что в школе, где он работает, окна разбиты. "Мы посчитали как все­гда разбитые окна. А мимо разби­тых душ мы проходим, их не за­метив!"

"...Считала себя демократич­ным учителем, а в ходе семинара поняла, что я - авторитарный учитель. Пришло новое осозна­ние ответственности, возложен­ной на меня профессией за судь­бы детей. Хочу идти по пути гу­манной педагогики, но не увере­на, что хватит моих сил на борьбу с формализмом и собственной леностью души. Понимаю, что это более трудный путь, чем тот, традиционный, по которому мы идём сейчас". А Шалва Алексан­дрович вновь и вновь говорит со сцены, что гуманная педагогика -это творческое терпение, что гу­манно-педагогическое мышление не есть абстракт, оно не есть от­крытие современной науки и практики, что оно как вечная ис­тина и как стержень всякого пе­дагогического учения таит в себе возможности для постоянного обновления жизни школы, зажи­гая искры для новых и новых пе­дагогических систем. И продол­жают открываться сердца учите­лей навстречу гуманной педаго­гике: "...Для меня наиболее личностно значимо понимание того, как из маленького ученика вырас­тить добрую большую личность. Хочу работать по системе Амо­нашвили, но немного страшно».

"...Спасибо Ш.А., что раз­вернул меня на 180 градусов и дал возможность оценить свою работу, открыть её истинный смысл".

«...Не ожидала, что можно вести уроки таким образом. Не верила, что можно давать зна­ния без принуждения...» - про­должают делиться впечатле­ниями участники дискуссии.

Долго думали: в чём же сек­рет Амонашвили? С одной сто­роны выступает перед аудито­рией большой учёный, извест­ный профессор, академик РАО, раскрывающий основы развития личности, характеризует функ­ции, отмечает особенности... И вдруг поворачивается лицом к "классу" (на сцене сидит класс", состоящий из учителей-участников семинара) и все свои научные постулаты раскрывает на практике, ясно, образно и по­нятно очерчивает и методиче­ские и педагогические черты очередного урока. Таким обра­зом, соединяются наука и прак­тика, помогая учителю принять новое для себя знание легко и органично: "Спасибо за обнов­ление моего ума и сердца, за вдохновение и помощь (И.В. Винская). Спасибо, что помогли мне найти новые силы, чтобы снова утверждать в сердцах де­тей любовь. Обучаясь в инсти­туте педагогическим премудро­стям, я постепенно стала чувст­вовать себя узником высокой и тесной камеры: одна стена -методика, вторая - педагогика, третья - психология, четвёртая - воспитание. Я металась среди этих стен, в них не было две­рей... И вот в эту темницу про­ник ручеёк живой воды, и чело­век протянул мне руку помощи вместе со всеми классиками гу­манной педагогики... Теперь это уже полноводная река, которую не перекрыть никакой плотиной, люди стали понимать, что для человеческой природы гораздо естественнее любить и прощать, а не давить и унижать..."

Шалва Александрович помо­гает учителям - участникам всех его встреч, семинаров, Мастер-классов - заглянуть в глубинные пласты педагогических фило­софских психологических про­блем, открыть блеск педагоги­ческого мастерства и педагоги­ческого искусства, позволяющих трепетно прикоснуться к душе Ребёнка. Перед слушателями в доступной и яркой форме, по­стоянно подтверждаемой фрагментами школьной практи­ки, раскрывается глубокая, духовная  суть понятий: «Школа», «Образование», «Воспитание», «Учитель», «Уче­ник», «Урок»... Только по перечню тем его педагогической партитуры можно судить о том, на что сегодня должны ориентироваться учителя. Содержание таких встреч раскрывается в таких темах как: «Мы все родом из Детства», «... но он уже живёт», «Мощь и по­знание», «Братья мои, не все будьте учителями», «Идёт поиск. Постоянное обращение в хо­де семинара к истокам гуманной педагогики помогает осмыслить по-новому свой опыт и двигать­ся вперёд... «К сожалению, ма­ло обращалась к истокам, рабо­там классиков - теперь буду на­вёрстывать». (Спасибо Д.Д. Зуеву.) «Тяжело вырвать себя из житейской суеты для осмыс­ления трудов классиков. Откры­вая страницы удивительных то­мов «Антологии гуманной педа­гогики», мы осознаём, что знали совсем другую педагогику...».

Большое впечатление на учителей начальной школы про­изводят всегда встречи с про­фессором Валерией Гивиевной Ниорадзе по проблеме «выра­щивания письменноречевой деятельности». Уроки В.Г. Нио­радзе наглядно показывают, как много времени мы теряем, ори­ентируя детей главным образом на развитие устной речи и вы­работку графического навыка, в то время как письменная речь -это «алгебра речи» (Л.С. Выгот­ский) - остаётся за бортом. Ос­новы письменной речи, закла­дываемые, начиная с до букварного периода, дают свои первые всходы уже к концу первого класса и расцветают пышным цветом во вторых - третьих классах. Умение ребёнка в пись­менной форме выражать свои мысли, чувства, переживания постепенно становятся средством самопознания, само­выражения, самовоспитания.

«Я открыла для себя в ходе этого семинара удивительную силу слова "Учитель!" (при об­щем обезличивании педагогов в целом).

«...Я не работаю в начальной школе, но убеждена, что все де­ти одинаково нуждаются в гу­манном и добром отношении. Находясь в этом зале, проника­ешься совершенно особым ощу­щением: будто прикоснулся к роднику с живой водой, и никак не можешь из него напиться, так желанна эта влага".

«Мы счастливы тем, что именно нам выпала честь быть слушателями и участниками за­мечательного семинара. Боль­шое счастье для нас видеть, слышать и говорить с Вами, ве­личайшим Учителем современ­ности. Слушая Вас, мы не толь­ко получили теоретическое фи­лософское обоснование той гу­манной педагогики, к которой мы шли интуитивно, но и откры­ли для себя массу умных, тон­ких и очень нужных методиче­ских советов, педагогических приёмов. Верьте - за Вами мно­го нас, учителей с такими же пылающими любовью к детям сердцами и верой в великую одухотворяющую силу гуманной педагогики. Побольше бы школ Амонашвили!»

Вот так сила духа одного Учителя разбудила великую си­лу другого на пути к восхожде­нию, к духовности, навстречу Любви!

 

В.Г. Александрова, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Hosted by uCoz